"Современную Москву не люблю": Мария Шукшина – о саге "Московский роман"

Мария Шукшина // Кадр из сериала "Московский роман"
Мария Шукшина // Кадр из сериала "Московский роман"
Кадр из сериала "Московский роман"
Кадр из сериала "Московский роман"
Мария Шукшина // Кадр из сериала "Московский роман"
Мария Шукшина // Кадр из сериала "Московский роман"
Кадр из сериала "Московский роман"
Кадр из сериала "Московский роман"
На канале "Россия 1" продолжается семейная сага "Московский роман" – пронзительная история в живописных реалиях российской столицы. Актриса Мария Шукшина, исполнившая в мелодраме роль матери главного героя, рассказала, почему стоит смотреть "Московский роман".

В эфире телеканала "Россия 1" продолжается показ премьерной семейной саги режиссера Ольги Субботиной "Московский роман". Сюжет интригует уже с первых минут: интеллигентная Ирина Аксакова встречает эксцентричного и обаятельного Юру Тычкина. Однако властная Марианна Николаевна, мать Юры, совсем не в восторге от дамы сердца сына и мечтает женить его на дочери своего бизнес-партнера. А для этого предпринимает самые изощренные попытки разрушить отношения сына с его возлюбленной. Роль Марианны Николаевны блестяще сыграла Мария Шушкина. В эксклюзивном интервью актриса рассказала, имеют ли родители право вмешиваться в жизнь детей, любит ли она современную Москву и в каком проекте снимается сейчас.

- "Московский роман" – семейная сага. Сейчас это не самый популярный жанр. Почему он вас привлек?

- Я не могу сказать, что этот жанр не популярен, просто он встречается чуть реже других. Мне нравятся саги, которые охватывают несколько десятилетий – с 80-х и практически до наших дней, и рассказывают историю нескольких поколений. Мне безумно интересно следить за тем, как меняется атмосфера, мода, события сменяют друг друга и люди становятся другими вследствие этих изменений. Мне импонирует такой жанр в кино.

- Ваша героиня, суровая и властная мать главного героя Марианна Николаевна, постоянно вмешивается в жизнь сына. Как вы думаете, имеют ли родители право вмешиваться в жизнь детей?

- Конечно, свои мозги не вставишь, хотя очень хочется! И советы даешь детям, но тебя никто не слушает. А если и послушаются, то потом будут винить тебя, что ты не дала сделать что-то. Результата не будет, пока не набьешь своих собственных шишек, поэтому я предпочитаю не вмешиваться. Я принимаю и уважаю любой их выбор.

- Вы срастаетесь со своими героями? Насколько сильно вы вживаетесь в роль?

- Я всегда привношу что-то от себя и всегда играю других женщин, часто совсем на меня непохожих. Но максимально влезаю, так сказать, в шкуру героинь, начинаю фантазировать и размышлять, как бы героиня себя здесь повела, как бы отреагировала вот на эти события. И уже на второй – третий съемочный день мне уже понятнее и ход мыслей героини, и мотивы поступков. Иногда сами режиссеры пытаются улучшить сценарий и спрашивают у актеров, как лучше поступить герою. Но, несмотря на все это, между мной и моей героиней, безусловно, есть разделение. Это вообще тяжелый случай, когда актер не может выйти из роли, я не раз наблюдала такое на съемочной площадке.

- А что помогает вам переключаться?

- Здравый смысл и четкое разграничение игры и настоящей жизни. Мне кажется, что многое еще зависит от практики, чем больше снимаешься, тем быстрее нарабатываешь этот навык. Но опять же повторюсь, это не всегда работает. Мне, слава Богу, повезло, у меня большой опыт в подобных делах. Я вхожу – выхожу, вхожу – выхожу без серьезных потерь для своей нервной системы, но раньше, признаюсь, было сложнее. Актерская профессия вообще вся построена на опыте и мастерстве. Мне кажется, даже закончив театральный институт, сложно с первого раза включаться в роль и выключаться, должно пройти какое-то время. Я окончила другой ВУЗ, не театральный, но научилась работать в предлагаемых обстоятельствах.

- Вашими партнерами в проекте "Московский роман" стали молодые актеры Ольга Красько, Алексей Чадов, Светлана Устинова. Как вам с ними работалось? Какая атмосфера была на съемочной площадке?

- Такие партнеры – это большое счастье. Иногда на эпизодические роли приглашают еще не очень профессиональных актеров, и приходиться работать и за себя, и за того парня. А те актеры, которые снимались в этом проекте, большие профессионалы. Я получала одно удовольствие от работы с ними, в одно мгновение между нами было достигнуто понимание, с полуслова, с полувзгляда. По-партнерски все было великолепно. Отдельно хочу поблагодарить замечательного и изумительного режиссера Ольгу Субботину. Такое удовольствие с ней работать, как точно она подмечает все детали и нюансы, очень тонкий режиссер. Вообще от съемок "Московского романа" я получила колоссальное наслаждение: собрались не просто профессионалы, но и просто по-человечески хорошие люди. Здорово, когда все так совпадает.

- Для съемок сериала "Московский роман" были выбраны такие места в Москве, которые меньше всего подверглись реконструкции, успели сохранить дух Москвы. Вы любите Москву? И какая Москва вам больше по вкусу – 80-х или современная?

- Точно не современная! Я тяготею к естеству, нежели к бесконечным бордюрам в Москве, целым полям из плитки, по которым идет один или два человека, и нет ни одного дерева. Кроме раздражения и боли это ничего не вызывает у москвичей. Мне становится очень грустно, когда проезжаешь на машине мимо и смотришь на все это безумие. Для меня все это выглядит чудовищно. Все эти одиноко посаженные в тротуары деревья, которые не приживаются по понятным причинам, но их все равно упорно год от года пытаются посадить. Не знаю, какая-то беда просто с Москвой.

- А у вас есть с чем-нибудь "Московский роман" – улицы, здания?

- Мне нравятся московские переулки и тихие улочки в центре Москвы, где еще сохранились старые, нетронутые постройки, а не муравейники, заполонившие спальные районы. Глаз эстетически радуется, когда прогуливаешь пешком и наслаждаешься этим видом. Хотя я ни по чему не ностальгирую, у меня вообще очень стремительная жизнь, бесконечная смена декораций, но вот за то, как порой безвкусно все сделано в современной Москве, становится стыдно. Могу сказать, что Москву захватили люди без вкуса.

- Чтобы воспроизвести эпоху 80-х и 90-х, костюмы "Московского романа" шили с учетом моды тех лет. Что-то находили на блошиных рынках, в антикварных салонах. Какая эпоха с точки зрения моды вам ближе?

- Мне очень нравится конец 40-х – начало 50-х годов. Особенно сочетание крепдешиновых платьев и пиджаков сверху, такое элегантное совмещение женского и мужского в костюме. И этот же стиль я предпочитаю, когда мне предстоит светский выход. И так меня можно увидеть в простых джинсах, футболке и кроссовках.

- В жизни вам довелось играть разные роли: вы были переводчиком, телеведущей, актрисой – не страшно ли так круто менять жизнь? И как сделать шаг в неизвестность? Есть ли какой-то совет от Марии Шукшиной?

- Вы знаете, я верующий человек, когда ты живешь с верой в Бога, тебе вообще ничего не страшно. И это большое счастье в наше время, когда у человека есть вера! И чтобы ни случалось, я все время говорю: "Не всегда получается так, как ты хочешь". И отпускаю ситуацию – плохая она или хорошая, иначе можно с ума сойти. А нужно жить дальше, без груза в сердце, который со временем может превратиться в такую неподъемную для человека ношу. Надо все прощать! За все благодарить! И тогда непременно станет легче.

- Вы – одна из красивейших актрис нашего кинематографа. А западные СМИ называют вас копией Катрин Денев. Сравнение с великой французской актрисой для вас лестно или же наоборот?

- На самом деле с Катрин Денев меня сравнивают только российские зрители. А западная пресса после выхода на экраны британского сериала "МакМафия", где мы снимались вместе с Лешей Серебряковым, писала о сравнении, как это ни странно, с Мэрил Стрип. Для меня это было настолько неожиданно! Но не буду скрывать, такое сравнение понравилось мне даже больше. И, конечно, я была поражена тем, какие были хвалебные отзывы от иностранных зрителей. И насколько тихо у нас все прошло. А между тем проект стал лауреатом премии "Эмми" в номинации "Лучшее драматическое шоу". Для нас это стало большим событием.

Кадр из сериала "МакМафия"

- А есть ли разница в съемочном процессе в России и за рубежом? Пригодился ли вам этот опыт?

- В принципе у них снимается все также. Но мне показалось, что российские актеры больше подготовлены – мы, например, сходу плачем и смеемся. Еще приходилось иногда объяснять поведение русского человека в той или иной ситуации, но этим в основном занимался Леша. У нас был очень умный и тонкий режиссер Джеймс Уоткинс, который прислушивался к нашим предложениям, ловил каждое слово, ему на самом деле было это интересно и важно. А мы объясняли, что русские вот так никогда не сделают, а сделают по-другому. И он соглашался. Все же мне везет на партнеров и режиссеров – все умные и толковые люди попадаются.

- Я когда-то прочитала мнение ваших зарубежных коллег о том, что актер не может хорошо играть, если он не влюблен. Насколько это правда? И нужна ли вам любовь для актерской подпитки?

- Это точно не непременное условие. Мне это даже мешает, если честно. Включаются уже какие-то другие, не нужные для работы чувства, но при этом легкая влюбленность в работу партнера по съемкам, уважение к нему всегда присутствуют. Я считаю, что можно смотреть бесконечно на огонь, на воду и на талантливую работу другого человека. Я получаю колоссальное удовольствие от работы профессиональных людей. И поэтому, конечно, не очароваться как женщиной, так и мужчиной, мне сложно. И слава Богу, мне везет на людей. Я сталкиваюсь по работе только с талантливыми людьми. Сейчас я в Перми, где режиссер Антон Богданов снимает детское кино. Мой партнер – мальчик Рома 12 лет, такой рыжий-рыжий, он играет моего внука. Я в него влюблена, он просто какое-то чудо: талантливый, органичный, естественный и непосредственный. Например, он запросто может запеть песню, просто от того, что ему сейчас хорошо, а оператору надо в это время сосредоточиться, режиссеру продумать мизансцену. А Рома поет и ему хорошо!

- Расскажите, пожалуйста, об этом проекте немного подробнее.

- Проект называется "Многотрудная жизнь Ивана Семенова" – веселая история о неутомимом выдумщике и отчаянном мечтателе, который не любит учиться, и с которым постоянно случаются всевозможные приключения. Кстати, в 60-е годы был уже такой фильм, снятый по книге пермского автора. Название книги я не могу запомнить до сих, очень многоэтажно она называется.

На съемках фильма "Многотрудная жизнь Ивана Семенова" (Фото из https://www.instagram (запрещена в РФ).com/antonbogdanov/)

- Книга называется "Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника, написанная на основе личных наблюдений".

- Как такое запомнить?! Но сама история очень хорошая, и режиссер у нас просто молодец. Как он работает с детьми, как все объясняет и показывает – просто влюблена в его работу! Антон Богданов и сам актер. И понимает, что это тяжелая работа, а работа с детьми – тяжелая вдвойне. Надо не только вдохновить их своим примером, но и направить неуемную детскую энергию в правильное русло.

- Не так давно у вас был день рождения. В последнее время стало модным выписывать на листочек свои цели, планы, мечты. Вы такое практикуете? Что у вас впереди?

- Один раз, 100 лет назад, когда мне об этом впервые сказали, я что-то выписала, но ничего не случилось. И на Новый год сожгла записку, стряхнула пепел в бокал, и тоже ничего не произошло. Я бросила эту историю. С возрастом все больше приходишь к вере, это такой процесс постоянного развития, когда ты полагаешься на волю Божию. И куда вынесет, так тому и быть. Как ни странно это звучит, именно это и есть настоящая и полноценная жизнь.

Татьяна Санина // Smotrim.ru