Рустам Ибрагимбеков: главным для меня всегда была совесть

Рустам Ибрагимбеков – повелитель сценарных волн. Действенная проза – вот его секрет.

Сегодня в московском Доме кино прощаются с Рустамом Ибрагимбековым. Известный сценарист и драматург скончался в Москве на 84-м году жизни. Один его один фильм "Белое солнце пустыни" чего стоит...

"Белое солнце пустыни" стало его восходом. Молодого сценариста из Баку на "Мосфильм" позвали на подмогу Валентину Ежову – для работы над "приключенческой картиной о реалиях Средней Азии периода борьбы с басмачеством".

"Я понял, что если признаюсь, что ни разу не был в Средней Азии и не участвовал в революции, меня не возьмут. И я прикинулся опытным специалистом по Востоку", – вспоминал Ибрагимбеков.

Вместе с Ежовым и режиссером Мотылем они сотворили кинематографическое чудо, где прозвучали главные слова на все времена: "Я мзду не беру, мне за державу обидно". А отдельные эпизоды просто списаны из его, Рустама Ибрагимбекова, счастливого бакинского детства.

"Философ, художник. Золотой фонд советско-азербайджанской культуры. Уходит поколение большого советского и национального азербайджанского кино", – отметил кинорежиссер Андрей Кончаловский.

"Мои самые яркие впечатления – это "Белое солнце пустыни". Да и сам Рустам, его потрясающая личность, широта души, ум, мудрость. Он был настоящим интеллигентом", – подчеркнул народный артист РФ Игорь Костолевский.

Настоящий бакинец, сын профессора, интеллектуал, он прославил кино российское, азербайджанское и украинское. На студии Довженко работал вместе с Романом Балаяном.

"Я люблю, чтобы то, что я делаю, пришлось по душе большому количеству людей, я своим студентам говорю, что сценарий должен быть, как море. Тот, кто не умеет плавать, должен иметь возможность поплескаться у берега", – считал Ибрагимбеков.

Ибрагимбеков – повелитель сценарных волн. Действенная проза – вот его секрет. Говорил, не могу, как Пруст, описывать внутреннюю жизнь человека, не толкая его на поступки.

Фильм, снятый на излете ХХ века французом Режисом Варнье, с Меньшиковым, Бодровым, Богданом Ступкой, Садрин Боннер и Катрин Денев. "Восток – Запад" – название словно бы про него, Ибрагимебкова, связавшего цивилизации.

"Сибирский цирюльник", "Утомленные солнцем", "Урга" – с Никитой Михалковым вдохновенно писали в четыре руки. И вот уж действительно пути сценарной мысли неисповедимы, если отправной точкой для работы над "Утомленными солнцем" стал рассказ Гайдара "Голубая чашка". Получился взгляд на страшные страницы истории ХХ века глазами девочки, проживающей самый счастливый день своей маленькой жизни. Это одна из немногих картин, снятых уже после распада СССР, в которой более или менее правдиво рассказано о том времени.

"Это мой сооавтор был, друг. Мы много вместе работали. Он был веселый, остроумный, умный, тонкий человек, с которым было очень интересно работать и дружить", – подчеркнул режиссер Никита Михалков.

Кино – его первая любовь. Потом пришла и другая – театр. Пьесы Рустама Ибрагимбекова идут на сотне мировых сцен. Три года назад 80-летний юбилей отмечали премьерой в Et Cetera.

"Всю жизнь я старался делать только то, что мне интересно, и ограничивала меня только соя совесть. Как ни странно, не законы, не правила, потому что законы меняются, правила придумают другие люди. Высшим для меня была моя совесть", – подчеркивал драматург.

Он придумал сотни историй, которые полюбили миллионы зрителей. Сегодня с Рустамом Ибрагимбековым прощается Москва. Похоронят сценариста, писателя и режиссера в родном Баку.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.