Тема:

Фильм "Русский крест" 1 год назад

"Мы решали сложную задачу": создатели фильма "Русский крест" о съемках проекта

Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
Фото с пресс-показа фильма "Русский крест"
16 апреля 2023 года в широкий прокат выходит фильм "Русский крест" Эдуарда Боякова. 28 марта в кинотеатре "Художественный" состоялся закрытый пресс-показ ленты. В рамках мероприятия прошла пресс-конференция, на которой выступили режиссер Эдуард Бояков, исполнитель главной роли Михаил Пореченков и продюсер Вадим Горяинов.

"Русский крест" – полнометражный художественный фильм по одноименной поэме русского поэта Николая Мельникова (1966 – 2006), киновысказывание режиссера Эдуарда Боякова (основателя фестивалей "Золотая маска", "Традиция", создателя театров "Практика", "Политеатр", художественного руководителя МХАТ им. Горького (2018 – 2021), художественного руководителя Нового театра).

В основе сюжета – история о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.

В главных ролях – Михаил Пореченков Михаил Пореченков ("Ликвидация", "Белая гвардия", "Поддубный"), Полина Чернышова ("Тихий Дон", "Легенда о Коловрате"), Юрий Кузнецов ("Холодное лето 1953-го", "Улицы разбитых фонарей", "Остров").

Генеральный продюсер фильма – Игорь Кудряшкин. Продюсер – Вадим Горяинов ("Стиляги", "Географ глобус пропил", "Поддубный"). Оператор – Максим Осадчий ("9 рота", "Сталинград", "Легенда о Коловрате"). В фильме звучит музыка Тихона Хренникова-младшего и группы LAVRA (Варвара Котова, Сергей Калачев, Василий Поспелов).

Эдуард Бояков:

О литературном источнике

"Поэма Николая Мельникова написана четырехстопным хореем, размером с древнейшей историей, начиная с духовных стихов и заканчивая народной русской поэзией. Этот размер органичен для русского уха, сердца, русской души. Мы не должны терять связь с русской музыкальностью. Я считаю поэму великим литературным произведением, которое отвечает запросу в русском пространстве, русском народе – на содержательное, ценное, глубокое, не перегруженное лишним вниманием к форме. И моей задачей было найти адекватную кинематографическую форму для этого шедевра".

Об исполнителе главной роли

"У Михаила Пореченкова есть внутренний опыт. Такую роль сыграть невозможно, не понимая, о чем идет речь. Михаил совершил не одно паломничество в Оптину пустынь, у него есть связи с русскими монастырями, духовниками. Этот опыт необходим для того, чтобы сказать что-то на эту тему. Тема фильма "Русский крест" – очень опасная, это радиация, территория, где легко скатиться в высокомерное мессианство. Михаил шел от себя. Я наблюдал, как Михаил готовится, настраивается, концентрируется. Он большой профессионал".

О продюсере и команде

"Вадим Горяинов собрал команду и создал такие условия, что мы были в удивительной творческой атмосфере. Вся команда – люди одного поколения, дети 60-х, и герои поэмы – наши отцы, людей, которые родились в военные годы, и перестройка их встретила 50-летними. Это серьезнейшая психологическая травма. Мельников писал и о своих родителях. И мы посвящаем фильм своим родителям".

О жанре и традиции поэтического кино

"Что касается жанра, это фильм-поэма. Вадим Лобов, президент корпорации "Синергия", предложил такое определение, и мы с этим соглашаемся. Поэтического кино мало, но тем не менее, есть примеры, есть фильмы по классике – Лопе де Вега, Шекспир… И фильм Тенгиза Абуладзе "Мольба" по мотивам поэм грузинского поэта Важи Пшавелы – классика советского кинематографа. Этот фильм близок методу работы с текстом, который я использовал в фильме.

Мы решали очень сложную методологическую задачу: нужно было перевести поэму на киноязык, сыграть ее полностью. Мы с Полиной Чернышевой долго записывали текст, выбирали запись, которая нас устраивала, в общей сложности у нас получилось 10 вариаций, а потом включали запись на площадке, и эта запись звучала и Михаил играл, слыша ее звук. А только после мы это озвучивали на Мосфильме. Найти образ, чтобы проиллюстрировать происходящее в поэме впрямую, было не всегда можно, да и неинтересно, ведь мы делали поэтическое кино. Это не комикс, это такое пространство, такой жанр, который требует ассоциативного решения".

О вере

"Я надеюсь, что этот фильм поможет кому-то прийти к вере. Мы никого не можем спасти, только помочь. Искусство, артист, художник, драматург, режиссер, поэт могут помогать. Мне помогали мои учителя, великая русская литература, современные поэты, христианская поэзия. Я счастлив наблюдать за происходящим процессом – люди начинают слышать поэзию, интересоваться не чем-то связанным с невротическими, жеманными людьми, которые рассказывают про себя, а начинают воспринимать поэта как фигуру пророческую, как фигуру, которая говорит городу и миру о том, как надо жить. То, что надо жить с Богом, в этом нет сомнений".

О месте съемки

"Практически весь фильм снят в Тверской области, село Бабье и расположенный недалеко от него город Торжок. Когда были нужны осенние виды, это Московская область. Сложность съемок заключалась еще и в том, что мы должны были захватить все времена года. Один из главных видов – монастырь и река Тверца. Надеюсь, наш фильм поможет восстановлению двух храмов на родине Мельникова и в селе Бабье.

На Тверской земле есть потрясающие храмы. Монастырь архитектора Николая Львова, куда приходит герой Пореченкова встречаться с героем Валентина Клементьева, артиста Нового театра, заколочен досками. Я был поражен. Давайте собираться вместе, спасать".

Михаил Пореченков:

"Участвовать в этой картине было моей заветной мечтой. Старец Илий сыграл большую роль, я получил благословение.

Когда мы встретились с Эдуардом, он спросил меня: "Как ты представляешь этого человека?" Я говорю: "Это русский богатырь". А он: "Я видел его по-другому". Но мы договорились и пришли к одному мнению. Мы потратили кусочек себя, кусочек своей души, своих умений, чтобы эта картина состоялась. И ,конечно, высшие силы нам тоже помогали: с погодой, с занятостью…Съемка прошла несложно в производстве, но сложно внутри.

Я должен был это сделать и мне это было позволено. Это вопрос внутреннего странствия и движения к создателю. Я оставлю это при себе, это мой путь, моя история, это один из моих больших шагов к Небесному Иерусалиму. И я благодарен Эдуарду Боякову, что он увидел того человека, который может это сделать.

Носить крест в картине было легко, в жизни – тяжело, но это надо делать".

Вадим Горяинов:

"Когда Эдуард Бояков предложил мне поучаствовать в экранизации поэмы "Русский крест", я сомневался, что это возможно. Но Эдуард сказал, что знает, как это сделать. И ему удалось не только экранизировать поэму, но и сделать настоящее народное кино, эмоционально захватывающее каждого русского человека.

То, что получился такой фильм – это чудо. По жанру это русский эпос, былина".

Фильм произведен при поддержке "Фонда Русской Цивилизации "Светославъ". Официальный партнер – корпорация "Синергия".