Луноликий Париж

В Ле Бурже завершается юбилейный аэрокосмический салон, на котором 44 страны представили на суд зрителей достижения авиастроения и передовые разработки космической отрасли. Одна из космических премьер выставки — "Союз-5", новая ракета "союзного" семейства.

В Ле Бурже завершается юбилейный аэрокосмический салон. На нем 44 страны представили на суд зрителей достижения авиастроения и передовые разработки космической отрасли. Одна из космических премьер выставки — "Союз-5", новая ракета "союзного" семейства.

Когда в небо поднималась российская техника, замирали переговоры и пресс-конференции. На нынешнем авиасалоне Ле Бурже к России особенное внимание - впервые за десять лет сюда пожаловала столь внушительная делегация из России.

Раз в два года выставка, проходящая в пригороде Парижа, становится крупнейшей площадкой для демонстрации достижений мировой авиации и космонавтики. В этом году на юбилейном салоне 44 страны представили на суд зрителей новинки авиастроения и передовые разработки космической отрасли.

Россия и Европа стали еще ближе, подписав соглашение об исследовании Марса. Это первый совместный проект континентального масштаба. Руководители космических агентств – Владимир Поповкин и Жан-Жак Дорден — обсудили перспективы будущей работы и распределили роли в проекте "Экзомарс".

"У нас много перспектив. Сегодня мы подписали несколько соглашений. В первую очередь, обязательства по "Экзомарсу". Это первый проект, который мы делаем вместе. Нам нужно совместное руководство, так как это очень важный шаг для проекта "Экзомарс", — отметил глава Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден.

Однако Марс – это все же второй шаг. Первым прыжком во Вселенную станет исследование Луны. Именно так определено в Федеральной космической программе на ближайшие десять лет, и это тоже не обойдется без участия Европы. "До 2017 года мы будем сотрудничать по русской миссии "Луна-Ресурс" и привнесем некие технологии в этот проект. Аппарат приземлится на Луне, соберет и привезет вещество на Землю. Вот что мы планируем сделать вместе", — рассказал Жан-Жак Дорден.

Созданием аппарата для возвращения на Луну будет заниматься НПО им. Лавочкина. Здесь вот уже 75 лет рождаются космические зонды для исследования дальних планет, астрофизические обсерватории, системы дистанционного зондирования Земли. Исследовать наш вечный спутник для этого предприятия не в новинку. В 1965 году генеральный конструктор Сергей Королев передал заводу тему исследования Луны и планет Солнечной системы. Уже в 1970 году советский аппарат, созданный в подмосковных Химках, удачно прилунился и вернулся с образцами грунта.

Директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый отметил: "Луна может быть хорошей дополнительной базой для астрономических, астрофизических исследований и для больших приборных комплексов для исследования космических лучей, которые можно развернуть на ее поверхности. Космонавты могут в сервисном, вахтовом режиме участвовать в работе по поддержанию этих комплексов. Это интересная и достойная задача".

Первая задача – исследование лунного льда. Потом можно говорить о воде и кислороде, а это первый шаг для создания базы на Луне. Одна из версий происхождения льда – его занесли кометы из других галактик. "Ученые очень хотят получить в руки образец льда. Поэтому венец этой программы, этого шага программы — именно доставка льда. И первая подготовительная миссия — это демонстратор, что мы умеем садиться. Вторая миссия, что мы умеем бурить и добывать лед. А третья — возврат", — уточнил гендиректор НПО имени С.А. Лавочкина Виктор Хартов.

Одна из космических премьер выставки — новый член семейства ракет "Союз", экологичный носитель "Союз-5". Универсальная ракета станет новой ступенью в развитии космической отрасли и сменит своих предшественников. Гендиректор ФГУП "ЦСКБ-Прогресс" Александр Кирилин пояснил: "Мы видим, что на смену "Союзу" может прийти "Союз- 5". Это носитель среднего класса. По полезной нагрузке 8-8,5 тонн на низкую орбиту будет выводить. Но что принципиально — это применение сжиженного природного газа в качестве компонента топлива".

Это означает, что топливо будет экологически чистым и доступным. На сегодняшний день ракета "Союз" имеет девять модификаций. Все их производят на ЦСКБ "Прогресс" в Самаре. Важно, что для новорожденного "Союза-5" подходят все известные стартовые площадки — на Байконуре, в Плесецке, южноамериканском Куру.

На Ле Бурже состоялась и мировая премьера новой стартовой площадки на космодроме Восточный для самой пускаемой в мире ракеты. Это станет уже четвертая точка на мировой карте "Союзов".

"Это только часть того, что создается. Это стартовый комплекс — место, где ракета будет стартовать в космос. Помимо этого, будет создан технический комплекс — то место, где она готовится, где она собирается, где готовится космический аппарат. Потому это все сводится в одном месте — монтажно-испытательном комплексе, прибывает на старт. Дальше — предпусковая подготовка и оттуда — уже старт в космос", — рассказал замгендиректора ФГУП "ЦЭНКИ" Юрий Арзуманян.

Уже сейчас на космодроме Восточный развернулась огромная стройка. Через несколько лет это будет полномасштабный, грандиозный космопорт на востоке России.