"Энергетика": обмен активами, цифровой керн и зависимость от импорта

Читать Вести в MAX
Обмен активами. Почему России интересны месторождения Северного моря и зачем австрийцам Ачимовские залежи? Уникальный метод – цифровой керн. Что такое Баженовская свита и как ее будут изучать? А также технологии для нефтегазовой отрасли. Зависим ли мы от импорта?

Обмен активами. Почему России интересны месторождения Северного моря и зачем австрийцам Ачимовские залежи? Уникальный метод — цифровой керн. Что такое Баженовская свита и как ее будут изучать? А также технологии для нефтегазовой отрасли. Зависим ли мы от импорта?

В Катаре состоится заседание стран ОПЕК. Проработка различных механизмов регулирования, речь о которых пойдет на встрече, велась несколько месяцев министерствами энергетики всех стран участниц переговоров. Глава российского ведомства Александр Новак на днях выразил уверенность в том, что в ходе встречи стороны смогут достичь консолидированной позиции.

"Cама по себе встреча которая запланирована на 17 апреля в Дохе, она очень важна для рынка. Сегодня цена сбалансировалась на одном уровне, и той волатильности в результате финансовых спекуляций, которые могли бы быть на понижение или, может быть, на повышение, не наблюдаем, потому что это тоже предмет доверия к тому, что происходит между странами-экспортерами, входящими в ОПЕК, и странами, которые не входят в ОПЕК", — заявил министр энергетики РФ Александр Новак.

Как отметил министр, мы ожидаем, что те страны, которые подтвердили свое участие, примут резолюцию по ненаращиванию объемов нефти по сравнению с январем 2016 года.

"Газпром" и австрийская OMV обменялись активами. Соглашение об основных условиях сделки было подписано в Санкт-Петербурге в присутствии министра энергетики Российской Федерации Александра Новака, министра финансов Австрийской республики Ханса Йорга Шеллинга и министра энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухейлема аль-Мазури.

Это новая страница важного и давнего сотрудничества, говорит глава "Газпрома" Алексей Миллер комментируя сделку. Именно Австрия в далеком 68-м году стала первой европейской страной, куда пошел российский газ. С тех пор Вена импортировала более 190 млрд кубометров голубого топлива.

"И самое главное, что нас радует, что в самое последнее время мы наблюдаем рост объемов поставок нашего газа на экспорт на австрийский рынок. Объем поставок в первом квартале 2016 года более чем на четверть миллиарда больше чем за I квартал года предыдущего. Прирост составил 34,2 процента", — сообщил председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер.

Высокая динамика роста спроса на российский газ говорит о востребованности новой магистрали в Европу. Северный поток-2, который будет запущен до конца 2019 года, позволит удовлетворить растущие потребности Евросоюза. Что касается самой сделки, компании делают серьезный шаг во всей цепочке сотрудничества: от геологоразведки до конечного потребителя. OMV получает долю в проекте разработки Ачимовских залежей Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения.

"На сегодняшний день на Ачимовских залежах компания Ачимгаз. Это совместное предприятие Газпрома и Wintershall, заключенное в 2003 году. В 2013 году компании рапортовали о добычи 10 млрд кубометров газа, это достаточно сложный актив. Это большая глубина – порядка 4-х километров. Это непростой способ добычи, то есть нетрадиционный для "Газрпома" – это горизонтальная скважина, это гидроразрыв. Поэтому привлечение второго иностранного партнера, а фактически третьего, потому что в прошлом году долю в этом же активе получила компания BASG Wintershall, то есть "Газпром", я думаю, пытается отрабатывать западные технологии, которые ему не доступны", — рассказала Мария Белова, старший аналитик VYGON Consulting.

В обмен на это "Газпром" получает долю в Северном море и на шельфе Норвегии. Правда, однозначно в каких из 60 активов OMV не известно. Но сделка может быть весь успешной – по прогнозам к 2021 году добыча углеводородов здесь составит порядка 150 тысяч баррелей нефтяного эквивалента. Стоит учитывать и то, что доля в некоторых северных активах у "Газпрома" уже есть – ее он получил в прошлом году в рамках сделки с BASF.

"Тот факт, что настолько сложные соглашения были проработаны и заключены за короткое время, означает, насколько хорошо и слаженно все работают друг с другом, это показывает, насколько хорошо мы в качестве партнеров работаем и в России, и в Европе", — считает Райнер Зееле, глава австрийский нефтегазовой корпорации OMV.

О серьезности намерениях не только корпораций, но и целых стран говорит присутствие высоких гостей – министра финансов Австрии и министра энергетики Объединенных Арабских Эмиратов. Впрочем, это неудивительно: формально международной инвестиционной компании Абу-Даби принадлежит 25 процентов компании OMV. Большая доля только у государственного холдинга Австрии – 31 процент.

***

Нужны ли России европейские технологии – об этом и не только мы поговорили с председателем Совета директоров "Газпрома", специальным представителем президента России по взаимодействию с Форумом стан-экспортеров газа Виктором Зубковым.

- Виктор Алексеевич, здравствуйте. Недавно состоялась сделка между австрийской компанией OMV и "Газпромом" по обмену активами. Аналитики уверяют, что "Газпрому" она интересна, в том числе, с точки зрения европейский технологий добычи. Зависим ли мы все еще от импортных решений и в какой мере?

- Конечно, мы частично зависим сегодня от технологий, которыми раньше мы не занимались. Это, в первую очередь, связано с шельфом, с СПГ и с ТРИЗами. Но мы зависим частично, потому что мы уже начали большую работу, чтобы уйти от этой зависимости. Мы в "Газпроме" разработали хорошую программу по взаимоотношению с нашими российскими предприятиями, машиностроительными заводами. Вот сегодня присутствовало порядка 200 руководителей предприятий России, которые занимаются у себя в регионах производством оборудования для "Газпрома". 406 позиций, которые сегодня мы должны не только производить у себя в России, то, что раньше мы приобретали из-за рубежа. Половина из этих позиций уже сегодня производится. Но вот 200 позиций, они как раз частично связано с этими технологиями, которые мы хотели бы получить от OMV.

- И для "Силы Сибири", и для "Северного потока" и, возможно, для других потоков в будущем объемы заводов должны быть большими. Как вы считаете, готовы ли заводы к большим партиям?

- У нас и заводы большие, и объемы большие, и у нас большие регионы. И у нас громадные возможности сегодня. И правительство, Минэнерго, Минпромторг делают очень много для того, чтобы оказать поддержку промышленности. Создан фонд поддержки промышленности. Пусть там небольшие средства – 20 млрд рублей, но это уже средства.

- Заводы уверяют, что готовы работать уже не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Говорилось о сотрудничестве с Китаем, с Ираном. Как вы считаете, насколько конкурентоспособна сегодня российская продукция?

- Это не просто импортозамещение, это развитие нашей промышленности. И, действительно, директора предприятий могут предложить свою продукцию и в другие страны. Но для этого нужно решить ряд вопросов, связанных со стандартизацией, с экологией, и вот этими вопросами мы сейчас должны вместе с правительством очень эффективно заняться. Кроме того, были предложения от директоров предприятий, чтобы в мехправкомиссии, которые собираются со странами, чтобы туда включали директоров тех предприятий, которые могут реально предложить свою продукцию этим странам. Мне кажется, что это нужно использовать в нашей повседневной работе.

***

Научно-технический центр "Газпром нефти" принимает участие в федеральной программе исследования Баженовской свиты. Это горизонт горных пород Центральной части Западной Сибири, который находится на глубине 2-3 тысячи метров. По прогнозам нефтяные запасы Свиты могут достигать 100-170 млрд тонн. Сегодня ее освоение находится на стадии подбора технологических решений.

Чтобы добыча велась максимально эффективно, сначала тщательно исследуют породу, в которой залегает нефтеносный слой. Бурят опытную скважину и извлекают кусок породы – он называется керн.

Традиционно изучение керна ведется механическим способом, в результате образец разрушается. Как сохранить его на долгие годы, недавно придумали российские ученые – они создали уникальный метод математического моделирования, который позволяет создать цифровую модель керна, причем с точностью до нанометров.

"Представленные здесь решения и технологии — уникальная возможность для геологов заглянуть внутрь традиционно известных им образцов. И понять, из чего же они состоят, как нефть распределена в образце, что нужно сделать, чтобы добыть максимальное количество нефти из этого образца и плюс получить вечный образ", — объясняет Никита Артемов, эксперт по недропользованию, ведущий геолог "Системы для микроскопии и анализа".

В лаборатории одиннадцать сверхточных микроскопов. Они исследуют образец породы по нескольким параметрам – минеральный и органический состав, пористость, проницаемость. И позволяют изучить электрические и механические характеристики породы, а главное — провести качественный и количественный анализ содержания углеводородов. Все полученные данные объединят в одну 3D модель.

Схематически 3D-модель выглядит примерно вот так: каждому цвету соответствует определенный минерал. Всего же таких цветовых обозначений в лаборатории — 28. Черный цвет, например, показывает пустоты в породе.

Выявить их помогает специализированный рентгеновский микротомограф.

"Суть рентгеновской микротомографии сводится к получению большого числа рентгеновских двухмерных проекций объекта и последующей их реконструкцию в трехмерную модель", — говорит Виктор Загвоздин, старший специалист по применению аналитического оборудования "Системы для микроскопии и анализа".

Технология цифрового моделирования не только показывает в точности, из чего состоит керн, но и позволяет проводить исследования уже не на реальном образце, а на цифровом.

"Мы видим внутреннюю структуру объекта с очень высоким разрешением, мы видим интерфейсы, между зернами образца, мы видим интерфейс между зерном и породой, между углеводородом и твердым телом", — объясняет Владимир Шкловер, директор "Системы для микроскопии и анализа".

Работать с цифровым керном можно в нескольких цифровых лабораториях одновременно — данные загружаются на удаленный облачный сервер.

Вес керна, который приходит в лабораторию для исследования, — примерно 2 килограмма. Потом из него сделают образец поменьше — весом около 100 грамм. А вот цифровая 3D-модель керна будет выглядеть уже совсем иначе, и весить не 2 килограмма, а 1 терабайт.

Пока исследования ведутся на уровне пилотных проектов, но совсем скоро полученные в лаборатории данные можно будет применять при разработке новых месторождений.

"Проведение математических экспериментов позволяет нам заменить большой объем промысловых экспериментов, которые связаны с большими затратами – это бурение скважин, это как правило метод проб и ошибок, большинство скважин, которые на первых порах бурятся, могут оказаться не успешными. Мы должны решить задачи о поиске вкусных, так называемых, мест, то есть мест, где локализуется легкая нефть, которую экономически рентабельно добыть", — поясняет Марс Хасанов, директор Дирекции по технологиям ПАО "Газпром нефть".

Единая база данных — цифровое кернохранилище — в дальнейшем позволит создать единую цифровую систему месторождений России.