Лидеры Евросоюза выразили свою поддержку премьер-министру Великобритании Терезе Мэй после того, как она установила крайний срок для начала переговоров о выходе страны из ЕС на март следующего года. При этом в руководстве союза не скрывают намерения сделать этот процесс показательным.

В процессе выхода Великобритании из Европейского союза, наконец, появились конкретные даты: в начале октября премьер-министр Тереза Мэй заявила, что переговоры начнутся не позднее марта следующего года. В руководстве ЕС это заявление встретили со сдержанным оптимизмом, однако при этом подчеркнули, что Лондону стоит оставить пустые надежды сыграть на противоречиях между 27 членами Евросоюза, чтобы выторговать себе более выгодное соглашение.

Судя по заявлениям лидеров ключевых стран ЕС, его члены намерены устроить из выхода Великобритании показательный процесс, который заставит других членов объединения много раз подумать, прежде чем проводить референдум аналогичный британскому. Главной своей задачей европейские политики видят увязывание миграционной политики с единым рынком, доступ к которому в британском руководстве хотели бы сохранить.

Так, французский президент Франсуа Олланд на прошлой неделе употребил термин "жёсткий Брекзит", пояснив, что, если британцы желают выйти из состава Евросоюза, французские братья готовы "продавить исполнение этого желания", убедившись, что Британия действительно полностью вышла из состава ЕС.

Не отстаёт от своего французского коллеги и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, заявивший, что Комиссия "не намерена начинать переговоры, пока не получит от британского правительства прощальное письмо". Наблюдатели немедленно обратили внимание на то, что глава исполнительной власти Евросоюза для обозначения официального документа о выходе Британии из объединения использовал французское выражение "letter d'adieu", которое также означает предсмертную записку.

Канцлер Германии Ангела Меркель, тем временем, встретилась с руководителями крупнейших немецких компаний, призвав их не поддаваться на британские уловки, жёстко увязав две идеи, которые составляют основу европейского единства: свободу передвижения и общий рынок.

"Если мы не скажем, что полный доступ к внутреннему рынку привязан к полной свободе передвижения, тогда это брожение распространится по всей Европе, и все будут делать всё, что им заблагорассудится", — отметила Меркель, подчеркнув, что промышленники должны не дать частным интересам возобладать над общеевропейскими.

В правительстве Мэй для осуществления успешного "развода" с ЕС был создан специальный министерский пост, который занимает Дэвид Дэвис, начинавший свою карьеру министром по связям с Европой. С европейской стороны за этот процесс отвечает заместитель президента Еврокомиссии Мишель Барнье, ранее работавший комиссаром внутренних рынков и услуг. За оставшиеся до марта пять месяцев Барнье нужно объехать 27 столиц, чтобы выстроить единую позицию оставшихся членов в отношении будущих торговых, экономических и миграционных связей с Великобританией.

Помимо комиссара Барнье этой проблемой также занимается помощник президента Европейского совета Дональда Туска – бельгийский дипломат Дидье Сьюс, который уже три месяца ездит по странам Евросоюза с целью подготовить почву для сложных и продолжительных переговоров между Лондоном и Брюселем. Главная задача обоих политиков – не допустить со стороны британского правительства игры на противоречиях между богатыми западными и бедными восточными странами ЕС, для давления на которые оно, как ожидается, может использовать экономические рычаги.

По словам европейских чиновников, базовый договор о выходе Великобритании из Евросоюза, фиксирующий раздел общих активов и обязательств, планируется заключить не позднее 2019 года. Однако и в Европе, и в Британии признают, что для выстраивания нового формата экономических отношений может потребоваться ещё много лет.