"От сумы и от тюрьмы, как известно, не зарекайся..." К чему это я? На днях в сенате США прошли слушания по самому громкому финансовому скандалу последнего времени. Допрашивали Джона Стамфа, главу крупнейшего розничного банка страны Wells Fargo. Оказывается, в течение пяти лет банк открыл более 2 миллионов фиктивных счетов без ведома клиентов. Сберегательных и кредитных.
А все ради того, чтобы выполнить агрессивные планы продаж и получить, соответственно, премии. Руководство банка знало, что его сотрудники мухлюют, но не выносило сор из избы. Вместо этого из избы под названием Wells Fargo были по-тихому в разное время уволены более 5 тысяч человек — непосредственных исполнителей. Что, впрочем, составляет незначительный процент от общего числа сотрудников.
У нас в советские времена это называлось словом "приписки", когда ради орденов и премий перед государством хвалились фиктивно перевыполненными планами или рекордным урожаем. Вспомним, к примеру, хлопковое дело.
В сегодняшней Америке это дело тоже отнюдь не невинное. Чтобы открыть счет без ведома клиентов, с их реального счета списывали деньги. В порядке так называемых "перекрестных продаж" навязывали ненужные платные услуги.
Напомню, Wells Fargo — крупнейший по рыночной капитализации в мире и четвертый по величине банк в США, входит в так называемую "большую четверку" банков США.
Well Fargo уже оштрафован на 185 миллионов долларов, а за счет падения курса акций потерял миллиарды долларов.
Его превращение в крупнейший розничный банк страны произошло по результатам прошлого финансового кризиса, когда представший во всех смыслах "белым рыцарем" Wells Fargo, один из самых незапятнанных в то время, поглотил запутавшийся в "плохих кредитах" мощный сетевой банк Wachovia.
Финансовый кризис 2008 года, который еще называют "великой рецессией", как известно, был спровоцирован крахом пирамиды ипотечных долгов и их финансовых производных. Раздача необеспеченных ипотечных займов всем, кому ни попадя, тоже ведь была приписками, движимая политикой агрессивных продаж. Но ведь и сегодня, что греха таить, фондовый рынок руководствуется, прежде всего, логикой получения краткосрочных выгод, максимизации дивидендов, чтобы понравиться акционерам. Именно за это топ-менеджеры крупнейших банков и корпораций получают несусветные бонусы. За то, что могут нарисовать в конце квартала привлекательную для акционеров финансовую отчетность. За то, что достигают высоких показателей с горизонтом в квартал, год, не более. Долгосрочная стратегия, особенно затратная, нынче не в моде.
Тот же гендиректор Wells Fargo Джон Стампф в прошлом году унес домой 19 миллионов долларов, а за последние годы заработал 200 миллионов. Глава подразделения, отвечавшего за розничные продажи, Карри Толстедт, уволенная в июле 2016 года за все эти нарушения, получила 96-миллионный долларовый "золотой парашют" в виде бонусов и акций. Притом, что непосредственных исполнителей с невеликими для Америки годовыми окладами от 37 до 60 тысяч долларов, то есть тех, кто открывал фиктивные счета, выполняя плановые задания руководства, увольняли без выходного пособия.
Думаете теперь, когда Стампф раздает извинения перед клиентами, он со стыда вернет полученные "за отличную работу" бонусы? Как бы не так" Просто он говорит sorry, хотя обещает избиться от годовых заданий-ориентиров по продажам.
По результатам прошлого финансового кризиса американские регуляторы заверили, что теперь-то уж финансовая система стала чиста, почти как слеза младенца. И можно навязывать свои финансовые "самые-самые честные" правила остальному миру, включая офшоры. Но оказывается, мутные схемы никуда не делись. В том числе и у такого "передовика финансового рынка", как Wells Fargo. Не случайно его доходность по акциям оценивалась в 12 процентов против, скажем, 7 процентов у Citigroup и 10 процентов у JP Morgan — крупнейших банков США.
Теперь американские газеты стали писать, что подобные практики, оказывается, распространены во всей финансовой системе. Когда от сотрудников требуют постоянно увеличивать продажи разных финансовых продуктов и число выдаваемых кредитов. Как говорится, "открыли Америку". Федеральное бюро финансовой защиты вкладчиков отмечает постоянный рост числа жалоб на навязываемые без согласия клиентов кредитные карты, на открытие и закрытие счетов без ведома вкладчика. В жалобах фигурируют почти все крупнейшие банки страны. Часто навязывание кредитных карт происходит в связке с сетевыми магазинами, когда покупателю выдают как бы скидочную карту, которая оказывается полноценной кредитной. А потом на имя покупателя выпускается карта еще и другой платежной системы.
Эксперты уверены, конкуренция на американском банковском рынке как за клиентов, так и за навязываемые им продукты, будет возрастать. Сегодня, лишь 7 процентов американцев не имеют банковских счетов. При этом в прошлом году 39 процентов американцев обращались за кредитом – ипотечным, автомобильным или по кредитной карте, против 31 процента в 2013 году. Рост существенный. Однако платежеспособность общества в среднем не растет такими же темпами. Большинство американцев живут в долг, причем многие — напряженно. 62 процента американцев на банковском счету имеют менее 1000 долларов, и это единственная заначка. 21 процент не имеют сберегательного счета, только текущий.
Кстати, типичный баланс сберегательного счета среднего американца — 10 тысяч долларов. На широком фронте массового потребителя банкирам особо не развернуться. Поэтому они будут изобретать все новые, как говаривал Остап Бендер, "относительно честные способы отъема денег". Бендер знал таких способов, помнится, 400.
Скандалом вокруг Wells Fargo озаботились в сенате США и теперь требуют отставки гендиректора Wells Fargo Джона Стампфа и, чтобы он вернул вознаграждение за несколько лет.





























































































