Во Владимирской области военные технологии помогли создать принципиально новую пожарную машину. Редкое видео: огонь тушат сразу из дюжины стволов.
Каждый год пожары уничтожают в России два миллиона гектаров леса. Труднее всего тушить горящие торфяники — на один квадратный метр уходит около тонны воды. Но до очага возгорания еще нужно добраться: обычная пожарная машина по болоту точно не проедет. Однако российские инженеры решили эту проблему.
"На данное изделие ставятся гусеницы – болотоход, то есть, это прохождение торфянистой почвы, болотистой местности. Удельное сопротивление на грунт — 0,24 — соответственно, если колесная техника вязнет, то гусеничная, с гусеницами-болотоходами, проходит свободно", — рассказывает Александр Волков, заместитель директора машиностроительного предприятия.
Эта машина хоть и весит шестнадцать тонн, спокойно может доставить к месту пожара больше трех тысяч литров воды и триста литров пенообразователя. На вооружении – лафет для борьбы с огнем и специальные форсунки, которые создают вокруг машины мощную водную завесу. Это решение позволяет постоянно охлаждать корпус, а значит – спасать людей внутри от перегрева. Кстати, в кабине могут разместиться десять человек. Немаловажный момент, когда речь идет, например, об эвакуации целых поселков.
"Фильтровентиляционная установка, когда невозможно дышать человеку, начинает вентилировать. Люди, находящиеся в обитаемом отделении внутри, спокойно дышат, проезжают очаги даже в самых сильных районах пожара", — говорит Александр Волков.
Пожарная машина создана на базе плавающего военного транспортера, в наследство от которого получила и бронированный корпус.
"Это фильтрационная установка, которая будет установлена внутрь изделия. Внутри корпуса расположен двигатель, бак для воды, сейчас ведутся монтажные работы под установку гидравлического оборудования, водяного оборудования. На носу изделия будет установлен ковш, бульдозер грейдерного типа", — объясняет Алексей Климов, начальник производства машиностроительного предприятия.
Броня надежно защищает экипаж и пассажиров, — например, от упавших деревьев. Настоящая плавучая крепость.
"Вот эти плоскости, они предназначены — и вот эти — для защиты экипажа во время тушения пожаров. И вот этот вот имеет радиус скругления. Предназначен для плавания. Машина плавающая, поэтому мы имеем такие формы у машины", — показывает Андрей Погорелов, заместитель начальника цеха сборки и сварки корпусов машиностроительного предприятия.
За руль ПГМ-10 допускают только тех, кто прошел специальный курс подготовки. На тренажере выполняют упражнения как и в обычной автошколе – от «змейки» до параллельной парковки. Только здесь водителей учат еще и максимально использовать возможности водоемов – например, передвигаться по ним.
Владимир Тютенков, начальник отдела информационных технологий машиностроительного предприятия: "Обучаемый на этой технике должен уметь правильно выбирать обороты двигателя для работы с противопожарным оборудованием. Так как от этого зависит расход воды, струя, напор, которым он тушит пожар".
ПГМ-10 разработана сравнительно недавно — сейчас на заводе идет сборка двенадцатого пожарного вездехода. Его уже ждет заказчик. Уникальные машины нарасхват – они борются с огнем по всей стране: от Тверской области до Югры и Забайкалья.
Размер имеет значение. Особенно когда речь идет об экскаваторе! Как гиганты мира машин покоряют сибирские просторы?
Добыча угля в России ежегодно растет. Только с начала года предприятия добыли 284 миллиона тонн этого вида топлива. Если сравнить с прошлым годом – рост оставил 6 процентов. Тенденция налицо, а значит угольным компаниям в ближайшем будущем потребуется новая техника. Некоторые предприятия уже начали не только обновлять, но и расширять свои парки.
Например, на Бачатском разрезе в Кемеровской области работает 30 карьерных экскаваторов. Большинство – российского производства. Среди новинок — экскаватор-гигант ЭКГ 18. Четверть века машинист Олег Бардокин управлял машиной с куда более скромными габаритами. Теперь привыкает к поистине огромным размерам техники и осваивает современную информационно-диагностическую систему.
Олег Бардокин, машинист экскаватора: "Она очень помогает машинисту экскаватора. Потому что я могу наблюдать, нее выходя из кабины, за всеми узлами, за всеми агрегатами, которые расположены".
С предшественниками эту машину не сравнить, — объясняют горняки. Все узлы экскаватора смазываются автоматически – даже когда он работает. При этом, ЭКГ 18 может эксплуатироваться при экстремальных температурах – до минус 40 градусов. А значит, суровые сибирские зимы такой машине не страшны.
Олег Бардокин: "При таких условиях, комфорт в кабине, все агрегаты работают, модно сказать нормально, идеально. Я думаю, разницы не будет, что летом, что зимой".
Всего 5-6 ковшей – и кузов БелАЗа заполнен. И на это уходит от трех до пяти минут. Экскаватор, как выражаются производители, очень подвижен. И это несмотря на то, что его ковш весит 31 тонну, а вся машина тянет на 750 тонн.
Александр Паксялин, главный механик Бачатского разреза: "У нас она работает пока два месяца. Но пять лет уже работает на Красном броде. И, если она там себя показывает очень хорошо, ну значит, я думаю, это вполне окупаемая и востребована в первую очередь".
Экскаватор российского производства стоит на порядок меньше зарубежной техники. Плюс – его обслуживание обходится в 4 раза дешевле. Поэтому горнодобывающие предприятия интересуются исключительно российскими машинами.
Александр Паксялин, главный механик Бачатского разреза: "Мы побывали во всех цехах завода. Я с удовольствием так воспринял то, что видел. Потому что, ну были разговоры, что как то все мы упали и так далее... Я увидел, что все цеха завода востребованы".
В этом году в Екатеринбурге выпустят 8 экскаваторов ЭКГ 18. В следующем году 11-12 штук. Однако линейка продукции уральского завода постоянно расширяется. Поскольку есть спрос. На заводе уже приступили к производству новой машины – ЭКГ 35.
Сергей Обросов, региональный представитель машиностроительного завода: "Машина 35-кубовая. Будет изготовлена до конца 2016 года, и поставлена на разрез Краснобродский компании Кузбассразрезуголь. Ну и соответственно, будет там испытываться и по испытаниям будет закладываться вторая".
При весе 1200 тонн новый экскаватор будет очень мобильным и экономичным. Ковш машины весит 55 тонн. И вмещает в себя до 40 кубометров горной породы. Полезная нагрузка – 64 тонны. То есть, такой экскаватор способен поднять даже самый тяжелый в мире танк.
Сергей Обросов: "Эта машина будет также с реечным напором, с двупалочной рукоятью. Тоже машина будет на переменном токе, как и эта машина. Это сегодня новое направление, переменный ток. Гораздо надежнее, гораздо экономичнее в эксплуатации. (СК) По аналогии с машинами ЭКГ 5, ЭКГ 12, ЭКГ 18, машина должна быть тоже надежная и высокопроизводительная".
В Кузбассе уже заработал сервисный центр. Это позволит проводить техобслуживание уральских машин на месте. А значит – время простоя экскаваторов будет сведено к минимуму. С учетом новых планов по добыче угля – это очень немаловажный момент.
Грейдер – машина полезная: когда строят дороги – ровняет гравий, когда выпадает снег – расчищает трассы. Казалось бы, что еще нужно? Но этот транспорт не создан для дальних поездок – сама конструкция не позволяет преодолеть больше 30 километров. Инженеры из Рыбинска решили и эту проблему. Как – узнаете через секунду.
Дорожный грейдер – или планировщик — проходит по будущей автомобильной трассе первым, раньше другой спецтехники. Огромным ковшом он выравнивает полотно и готовит площадку для работы дорожных катков. Такая технология позволяет значительно сократить использование песка и щебня. Именно экономическая выгода не в ущерб качеству – в основе современных российских машин.
Павел Кузнецов, директор завода дорожных машин: " Механический грейдер – у нас 95% полностью российской комплектации. Только, скажем так, определенные элементы декора, которые в России практически не производят, нам приходится приобретать за рубежом".
Но возможность сэкономить на эксплуатации – не единственное преимущество российской техники. Этот способ езды специалисты называют "собачий ход" — грейдер передвигается в рабочем положении. Сделанная в Рыбинске машина может пройти огромное – по меркам грейдеров – расстояние.
Павел Кузнецов: "Плюсы нашей машины по сравнению с импортной – она более ремонтопригодна. Если брать механизм трансмиссии, которая не предназначена для длительных перегонов, она может выходить из строя – и грейдер может останавливаться. У нас сделан расчет на то, чтобы перегоны оставляли 100 – 200 км. В день".
Иностранные грейдеры с одной стройплощадки на другую переезжают, как правило, на прицепах. Отечественная техника в посторонней помощи не нуждается и даже с полным набором оборудования разгоняется до 50 км/ч. А это на 20 километров больше, чем у зарубежных аналогов.
Увеличить скорость и при этом не снижать грузоподъемность помогла уникальная гидромеханическая трансмиссия – ее по спецзаказу разработали российские инженеры. Раздать крутящий момент на четыре колеса помогает задний мост с шестеренчатыми передачами – они гораздо долговечнее привычных цепей. Кстати, раньше такие мосты закупали за границей. Но теперь появился узел отечественной разработки – и себестоимость грейдера снизилась на четверть. Кроме того, на Рыбинском заводе появились новые рабочие места.
Николай Рогозин, заместитель директора по производству завода дорожных машин: "Мы полностью не зависим от поставщиков, сами производим на соседнем цехе. В данном случае мост уже установлен, обвязан. Ждет силовой установки".
В следующем году отечественное предприятие планирует выпускать по 40 грейдеров в месяц. Причем работа этим машинам найдется и за пределами России: дорожной техникой из Ярославской области уже заинтересовались покупатели из стран Ближнего Востока и в Африке.
























































































