На Венецианском биеннале открылись две выставки Гриши Брускина, одного из самых известных российских художников. Одно из своих творений, фарфоровую скульптуру "Меланхолический воин-андрогин", он подарил престижному венецианскому музею Кверини Стампалья.

На Венецианском биеннале открылись две выставки Гриши Брускина, одного из самых известных российских художников, чьи картины на аукционе Sotheby's ставили рекорды для современного русского искусства. А одно из своих творений, фарфоровую скульптуру "Меланхолический воин-андрогин", он подарил престижному венецианскому музею Кверини Стампалья.

Российский художник Гриша Брускин подарил венецианскому музею Кверини Стампалья фарфоровую скульптуру. Его "Меланхолический воин-андрогин" пополнил уникальную коллекцию одного из самых престижных культурных учреждений Венеции.

Гриша Брускин прославился еще в 1988 году, когда его работу купил режиссер Милош Форман, а Sotheby's поставил рекорд, продав несколько картин художника.

Свой дворец знатная семья Кверини завещала Венеции вместе с роскошной коллекцией книг, рукописей, мебели, живописных полотен. Одно из главных произведений живописи – автопортрет Джованни Беллини. "Эта семья принимала участие в основании Венецианской республики, — рассказывает Маригуста Лаззари, директор Фонда Кверини Стампалья. – Она была представлена в руководстве. Могли Кверини претендовать и на самый главный титул – дожа. Но только до 1310 года: до того, как один из них — Марко КверИни — стал участником антиправительственного заговора".

Дворец превратился в музей и в исключительную библиотеку: она открыта с утра до ночи, включая выходные, тогда как другие библиотеки работают строго до 6 вечера. Во дворце привечают художников, дают им возможность пожить в Венеции, представить свои работы. Один из нынешних обитателей – Гриша Брускин.

Художник взмок. В Венеции жара, но положение обязывает: в торжественной атмосфере с речами и благодарностями Гриша Брускин дарит музею скульптуру. Отныне его фарфоровый "Воин- андрогин" — часть роскошной коллекции, начало которой положено в XIII веке.

Впрочем, работы этого мастера хранятся во многих музеях, включая Русский, Пушкинский, Третьяковскую галерею. И выставка, которая сейчас устроена в Венеции, уже показывалась в Амстердаме, Москве и Париже. "Мне захотелось как художнику поиграть, — признается Гриша Брускин. — На самом деле фигура – чистый плод воображения".

В Венеции представлены два проекта художника. Первый — "Алефбет. Алфавит памяти", где каждый экспонат – страница бесконечной книги. Изображения и тексты выпускника Текстильного института представлены в виде интерактивных шпалер. Настенными рукотворными коврами Брускин отсылает к метафоре: мир соткан Богом. "Горизонтальные нити — дольняя жизнь, связь с землей, а вертикальные – то, что связывает с небом. Перекрещивание этих нитей есть человек", — поясняет художник.

Второй проект — выставку "Коллекция археолога" — уже называют одной из лучших на биеннале. 33 скульптуры художник сначала слепил, потом разрушил, частично восстановил и закопал на несколько лет в Тоскане. В Церкви Санта Катерина — те самые "искусственно состаренные артефакты". И хотя для итальянцев руины – это повседневность, лучше, говорит куратор проекта, ввести зрителей в контекст. Поэтому на выставке представлен каталог с комментариями и фильм о том, как скульптуры закапывались и раскапывались.

Темой нынешнего Венецианского биеннале является также Карл Маркс с его знаменитым трудом. Куратор мероприятия считает, что "Капитал" – один из главных текстов ХХ века, и прочесть его должен каждый.