На севере России экипажи судов торопятся доставить грузы до окончания навигации. В этом году северный завоз требует больше сил, чем обычно – у берегов Якутии сильный ветер. Вместе с моряками на ледоколе "Капитан Бабичев" в рейс вышел и якутский корреспондент ВГТРК.

На севере России экипажи судов торопятся доставить грузы до окончания навигации. В этом году северный завоз требует больше сил, чем обычно — у берегов Якутии сильный ветер. Вместе с моряками на ледоколе "Капитан Бабичев" в рейс вышел и якутский корреспондент ВГТРК.

Шквальный ветер до 30 метров в секунду и волны высотой в несколько метров — в этом году моря бассейна Северного ледовитого океана неспокойны. Судам приходится неделями пережидать штормы. Судно стоит на якоре в относительно тихом заливе, но уже здесь ощущается колоссальная мощь стихии. Дальше идти небезопасно: буквально в нескольких милях бушует еще более сильный шторм, а многометровые волны могут смыть весь груз за борт.

"Капитан Бабичев" в эту навигацию совершает второй рейс в Арктике. Ему предстоит преодолеть 300 километров по морю Лаптевых от устья реки Лены до устья другой крупной сибирской реки — Яны. Мощный ледокол тащит на буксире три баржи с углем — это около шести тысяч тонн.

"Такие ветры, как 20 метров в секунду и выше, редко бывают. День-два, но в этом году по неделям дует. Конечно, завозу сильно мешает", — говорит капитан ледокола "Капитан Бабичев" Денис Макаров.

Но главная проблема поджидает в самом конце рейса. Секреты прохождения мелководья в месте, где Яна впадает в море Лаптевых, преподают во всех морских училищах страны. Несмотря на то, что берегов не видно, глубина здесь — немногим больше метра. Чтобы морские суда вошли в реку, фарватер углубляют при помощи мощных земснарядов. Борьба идет за каждый сантиметр.

В этом году здесь работают сразу два земснаряда. Каждый перерабатывает по четыре тысячи кубометров грунта в час. Два с половиной километра подводной траншеи прокладывают с трудом: под илом скрывается толща вечной мерзлоты.

"Верхний слой снимается, а дальше идет линза мерзлая. У этих землесосов мощные насосы, которые под давлением размывают эту мерзлоту. Приходится в этих условиях осуществлять и движение флота, и в это же время вести разработку этой прорези", — рассказывает главный инженер Янского района водных путей ФБУ "Администрация Ленского бассейна" Михаил Горничев.

У речников и путейцев сейчас на счету каждый день. До конца навигации осталось всего чуть больше месяца. Уже доставлено около трети необходимых объемов угля и топлива.

"Через два месяца наступит полярная ночь, и температура стабилизируется, будет в районе 40-50 градусов. А в некоторых деревнях, как Сайылык, будет 55-60. Поэтому стабильность важна для выживания в суровых климатических условиях", — говорит директор Янских электрических сетей АО "Сахаэнерго" Сергей Звягинцев.

План завоза, несмотря на капризную арктическую погоду, удается выдержать благодаря слаженным действиям экипажей кораблей. Повар ледокола Анастасия Лобода уже больше месяца работает по 16 часов в сутки без выходных. Особенно опасно дежурить на кухне во время шторма.

"С ноги на ногу перекидываешься, кастрюля за тобой ходит туда-сюда. Несмотря на то, что есть ограждения специальные, по технике безопасности, тем не менее, сложно и опасно", — говорит Анастасия.

По завершении рейса экипаж ледокола снова собирается в путь: нужно доставить новую партию угля, но уже для потребителей на другой реке — Индигирке. Согласно прогнозу синоптиков, в этом походе помимо высоких волн команду будет поджидать еще одна проблема — плохая видимость из-за сильных дождей со снегом.