В Ираке и Сирии возрождается "великий халифат". Реплика Александра Привалова

Глава ведущей войну в Ираке террористической организации "Исламское государство (запрещена в РФ) Ирака и Леванта" Абу Бакр аль-Багдади обнародовал заявление о создании на захваченных его войсками территориях Ирака и Сирии исламского халифата.

Глава ведущей войну в Ираке террористической организации "Исламское государство (запрещена в РФ) Ирака и Леванта" Абу Бакр аль-Багдади обнародовал заявление о создании на захваченных его войсками территориях Ирака и Сирии исламского халифата. Светлая мечта исламистов и ночной кошмар многих людей, к исламистам не относящихся, начал претворяться в реальность.

На всякий случай – вдруг кто до сих пор, на счастье своё, не слышал – два слова о том, что такое халифат. В смысле историческом это исламское государство, глава которого, халиф, объединяет в своих руках светскую и религиозную власть. Важнейший пример – так называемый "золотой век" на заре ислама, когда существовало созданное самим пророком государство, находившееся после смерти пророка под "праведным руководством" четырёх первых халифов. В смысле нынешнем – это важнейшая цель исламистов: новое государство истинного ислама, которое, по мере расширения, поглотит и растворит в себе многие из ныне существующих государств. Это, собственно, и есть настоящая конечная цель всех джихадистов – в частности, это цель Аль-Каеды.

В интернете полно щедро залитых зелёным цветом карт, где видно, какие земли вберёт в себя будущий "великий халифат" к такому-то или к такому-то году. Здоровенные куски российской территории включаются обычно в не самые долгосрочные планы: лет через пять – ну, десять – после начала. Так вот, начало халифата, как считает Абу Бакр аль-Багдади со своими боевиками, теперь и положено.

К делу они подошли серьёзно. Само заявление о создании халифата произвели в первый день священного для мусульман месяца Рамадан. Новый халиф провозглашает себя прямым потомком пророка. На территориях, где эти ребята властвовали и раньше, до своего удачного наступления на Мосул, они расстреливали мусульманских богословов, не согласившихся им присягать, и заставили христиан-мужчин платить золотом джизью (подушную подать) за отказ принять ислам.

Сегодня в халифат входят части территории двух государств, Ирака и Сирии, сторонники Абу Бакра имеются в Турции и в Ливане; но мусульман всего мира уже призвали не просто признать создание халифата, но и "присягнуть ему на верность". И прибавили для особо непонятливых: "Законность всех эмиратов, государств и организаций утрачивается с расширением полномочий халифа и прибытием его войск на их территории".

Сказанное вовсе не означает, что амбициозные планы самопровозглашённого "халифа всех правоверных" так уж непременно сбудутся; вовсе нет. Сама наглость этой группы боевиков, сумевшей одновременно настроить против себя решительно всех сколько-нибудь влиятельных игроков на средневосточном поле, стала весьма серьёзным фактором, работающим на их поражение.

Легко ли было ещё совсем недавно вообразить, что в каком бы то ни было деле окажутся союзниками Иран и Израиль? А теперь – пожалуйста: и тот и другой явно настроены против боевиков Абу Бакра. Иран, правда, пока помогает Багдаду против мятежников предельно аккуратно (что понятно, если учесть предысторию), но без сомнения вмешается и открыто, если "халифат" продолжит наступление. Израиль уже прямо поддержал противостоящих "халифату" курдов, устами своего премьера заявив, что пора курдам наконец получить своё государство (первое лет как минимум за сорок открытое заявление главы какого-либо государства в пользу независимости Курдистана).
Мало того, в обуздание исламистов косвенно включилась и Россия: как раз в день провозглашения "халифата" теснимые боевиками официальные власти Ирака получили из России первую партию истребителей Су-25, которые, как ожидается, в самом скором времени вступят в бой.

Разве что американцы пока не соглашаются играть в этой истории роль, сколько-нибудь адекватную их роли в зарождении проблемы. Разнести баасистский Ирак, в котором тирания Саддама держала в узде и шиитов, и суннитов, и курдов, американцы решились легко; а теперь всерьёз помочь явно не справляющемуся багдадскому руководству чем-либо, кроме присылки военных советников, никак не соглашаются. Но – опять-таки, если успехи исламистов продолжатся – придётся что-то делать и Вашингтону.

А поэтому очень может быть, что провозглашение нового халифата окажется не началом победного шествия исламистов, а началом их конца. Так было бы не только спокойнее всем окружающим, но и справедливее: хотите возвращаться к политическому устройству VIII века? Возвратитесь тогда и к уровню жизни и к численности населения восьмого века, и не торгуйте нефтью с большими и малыми шайтанами. Но и экспертов, назвавших объявление о создании халифата самым крупным событием в мусульманском мире после терактов 11 сентября 2001 года, тоже надо услышать как следует.