Немецкие промышленники крайне недовольны ухудшением отношений с Россией


фото: Global Look Press

Последствия западных запретов в Германии ощущают все слои бизнеса. От уличных тороговцев до предприятий национального масштаба. Насколько же велики потери?

Рождественские ярмарки, новогодняя иллюминация. В немецких городах — последние приготовления к зимним каникулам. Однако у местного бизнеса настроение совсем не праздничное. Последний квартал года многие компании готовятся закрывать с убытками — из-за сворачивания поставок в Россию.

Одним из первых политическую турбулентность не выдержали знаменитые цеппелины. Компания, некогда производящая легендарных воздушных гигантов, а ныне — сама гигант машиностроения — забила тревогу: продажи в Россию почти встали. А это больше половины от ее почти трехмиллиардной выручки. Гендиректор "Цеппелина" Питер Герштман недавно заявил: что немцу смерть — корейцу новые рынки. "Мы на корню теряем бизнес. Просто дарим его нашим корейским и отчасти японским конкурентам. Кроме того, наше место занимают китайские и местные российские производители", — растерянно констатирует Питер Герштман, генеральный директор Zeppelin GmbH. Немецкие предприниматели пытаются перехватить инициативу у политиков. Ассоциация европейского бизнеса заявила — санкции больно ударили по промышленным компаниям Старого света.

Штутгарт называют колыбелью мирового автомобилестроения и самым трудолюбивым городом Германии. Валовый региональный продукт на душу населения тут самый большой в стране. Не случайно, что немецкие деловые круги и российский министр назначили встречу именно в этом городе. Фон для нее, правда, не самый простой. Вот первая полоса "Хандельсблад", главного делового издания страны. На ней — тонущий контейнеровоз с заголовком, который можно перевести как "Похороненные миллиарды". Это, в том числе, и о российско-немецких отношениях. Контейнеры — не случайны. Главный немецкий порт Гамбург накануне отчитался: контейнерный товарооборот с Россией упал почти на 6 процентов. При том, что Россия — второй по объемам получатель грузов отсюда. Впереди только Китай.

По немецкому телевидению о подобных примерах рассказывают ежедневно. Вот, например, оборудование, которое уже было готово к отправке в Россию. Но теперь застыло на заводе мертвым грузом. "К нам возникают очень серьезные вопросы о нашей надежности. Наши партнеры больше просто не могут на нас положиться", — недоволен Эберхард Шоппе, генеральный директор Starrag Heckert.

Действительно, доверие к немецкому бизнесу из-за замороженных поставок снижается. И, судя по всему, не только в России. "Блумберг" публикует статью, в которой объявляет: санкции против России разрушают немецкие компании на радость азиатским. "Мы надеемся, что такая ситуация не продлится слишком долго. Тогда мы сможем восстановить разрушенные отношения с клиентами. Но если наши клиенты найдут новых поставщиков, которые их устроят, будет сложно их вернуть", — пытается сохранить бодрость Дитмар Вайсс, президент компании UnionChemnitz.

В торговой палате Штутгарта заявляют — сейчас мы видим только первые сигналы обвала. "Нашим компаниям действительно сложно. Дело в том, что с Россией работает больше 6 тысяч немецких предприятий. И все они, конечно, сейчас пострадали. Мы видим почти 15-процентное снижение продаж в Россию. Так что времена непростые сейчас", — признает очевидное Джулио Нето, директор международного департамента ТПП региона Штутгарт.

Если быть точным, экспорт из России в Германию за первые 9 месяцев 2014 года рухнул на 16 с лишним процентов и продолжает снижаться. И проблема эта из чисто деловой уже становится политической. Ведь на российские поставки в Германии работает около 350 тысяч человек. Немецкая пресса все чаще пишет о разногласиях в кабинете Меркель по поводу отношений с Россией. Совсем недавно эти разногласия вырвались наружу: министр экономики Зигмар Габриэль заявил, что новые санкции в отношении России вводить бессмысленно. За что, говорят, получил нагоняй от Меркель. Однако немецкий бизнес, похоже, больше просто не может молчать. Ведь Германию называют локомотивом Евросоюза. Но без российского топлива этот локомотив плохо тянет.