Паника, вызванная фантастическим успехом исламистов-суннитов в Ираке, переходит из острой стадии в хроническую. Это понятно. В первые дни ошеломила сама неожиданность натиска боевиков группировки "Исламское государство Ирака и Леванта".

Паника, вызванная фантастическим успехом исламистов-суннитов в Ираке, переходит из острой стадии в хроническую. Это понятно. В первые дни ошеломила сама неожиданность натиска боевиков группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ).

Они выскочили как черт из табакерки. Американская разведка, по идее — следящая там за каждым ишаком, ничего вовремя не заметила и до сих пор только разводит руками. Иракская армия, оснащенная и обученная Штатами, вопреки ожиданию, ничего не смогла противопоставить их победоносному шествию, и все гадали только: завтра или послезавтра боевики возьмут Багдад. Теперь публика попривыкла, да и скорость наступления исламистов позамедлилась, и вместо острого испуга приходит более спокойное осознание происходящего. Понимание масштабов наступившего кошмара. Масштабы эти велики. В кратких словах: во-первых, государство Ирак как единое целое приказало долго жить. Степень кровавости и длительность предстоящего раздела и переделов (не столько, понятно, пустынь, сколько нефтяных полей и маршрутов экспорта нефти) предсказать пока не возьмется никто. А если кто и возьмётся, надо ему напомнить, как успешно американская разведка провидела нынешнюю атаку исламистов.

Во-вторых, как бы дальше ни пошли дела у группировки ИГИЛ, она по факту уже является самой богатой и самой вооружённой группировкой за всю историю мирового терроризма. В первом же занятом боевиками большом городе, Мосуле, они ограбили несколько банков, и их добыча превысила 350 миллионов евро наличными. Теперь они смогут не один год сами финансировать террористические операции, не ища спонсоров и потому не смущаясь никакими внешними соображениями. Это будет тем легче, что они уже захватили у бегущей иракской армии черт знает сколько сравнительно современного американского оружия, включая танки, ствольную артиллерию и бронемашины. Говорят, значительную партию бронированных джипов они уже послали своим братьям по террору, воюющим в Сирии (напомню, название группировки: Исламисты Ирака и Леванта, то есть Сирия входит). И это в наступившем кошмаре будет "в-третьих": новая война в Ираке – со всеми предстоящими ответвлениями – неизбежно сольётся в один пожар с не успевшей закончиться сирийской войной. Очень вероятно, что в происходящее вслед за уже, по-видимому, вмешавшимся Ираном вмешается и Турция. Какие ещё части большого Ближнего Востока заполыхают в этом разрастающемся пожаре – опять-таки знает разве что дьявол.

Сейчас, пожалуй, весь мир, не исключая и многих американцев, без колебаний называет происходящее в Ираке следствием наделанных Штатами ошибок. Забавную в этом смысле статью напечатала газета Washington Post. Автор статьи соглашается, что Путин с самого вторжения в Ирак, с 2003 года, не раз и не два предупреждал Штаты о совершаемых теми на иракском направлении ошибках, и меланхолически спрашивает себя: "Может быть, в политике России по отношению к конфликтным ситуациям что-то есть?" И сам себе отвечает так: "Возможно, внешняя политика Путина основывается на заезженном реализме. Но иногда, если оглянуться в прошлое и оценить произошедшее, такой реализм выглядит лучше альтернатив".

Впрочем, такое безболезненное или, точнее сказать, безответственное признание ошибок — есть лишь второстепенная деталь. Действия, совершённые в Ираке американцами (не все, разумеется), признают ошибками, а совершённые в Египте или совершаемые на Украине – не признают, но суть от этого нисколько не меняется. Суть состоит в том, что Соединённые Штаты явно не справились с ролью единоличного арбитра на всей поверхности Земли и в большинстве регионов сокращают своё присутствие, где понемногу, где рывками. И образующийся с их уходом вакуум власти заполняется хаосом. Где-то такая замена подразумевалась и самими американцами, где-то она – или, во всяком случае — темпы наступления хаоса становятся для них самих неожиданностью, как сейчас мы наблюдаем в Ираке, и как очень скоро увидим в Афганистане.

Конкретно для России происходящее сейчас в Ираке весьма неприятно. Нет, разумеется, некоторый, возможно, и немалый – подъём нефтяных цен из-за начавшейся там кровавой неразберихи нашей экономике в эти тяжёлые времена явно не помешает, но минусов всё же заметно больше чем плюсов. Я уж не говорю о резком росте рисков совсем недалеко от нас, о количественном и качественном усилении боевых формирований "аль-каида-подобных" террористических организаций, принципиально не признающих никаких межгосударственных границ. Но тут выплыл и ещё один сюжет. На почве совместной борьбы с суннитами из ИГИЛ как бы не возродилась дружба Запада с Ираном против России. Очень бы не хотелось. Ещё месяц назад такое и предположить было смешно, а сейчас – вполне рабочий вариант. Люди прикидывают шансы.