На Донбасс из России каждый день возвращаются тысячи украинских беженцев. Домой они везут еду и предметы первой необходимости. На юго-востоке Украины, где, наконец, стихла стрельба, идут восстановительные работы. Но обстановка там крайне непростая.
Домой в Хрящеватое Надежда везет пару подушек и одеял. Остальное собирается откопать из-под завалов своего разрушенного дома.
"А мы смотрели через Интернет: у нас полностью село разрушено. Нашего дома нет вообще и соседей нет совершенно. Они даже в огородах хоронили людей своих. Мы возвращаемся. То, что у нас лежит в машине, это у нас есть вообще", — поясняет Надежда.
Стратегический запас Любови Алексеевны — соленья и варенья, которые она успела законсервировать, пока жила в Каменске. Ее на своей даче приютила женщина, они случайно познакомились на рынке.
"Спасибо России, большое спасибо. Люди очень хорошие нам помогли", — благодарит россиян за помощь и временный приют Любовь Алексеевна.
Возвращаются в полную разруху целыми семьями, с детьми и домашними питомцами в надежде заново отстроить свои разрушенные дома, восстановить хозяйство.
"Перемирие пошло, вроде как что-то там налаживается. Значит, нужно домой ехать, потому что дом есть дом", — иллюстрирует народную мудрость о том, что "в гостях хорошо, а дома лучше" Любовь Леонидовна.
"Женщина выехала в чем была, вот в том и везем", — говорит о том, что возвращаются налегке Елена.
Лилия едет в Луганск к отцу прямиком из Новороссийска, куда уезжала на две недели, а задержалась на два месяца.
"Отец на даче под "Градами" сидел. Мы едем потому, что выхода нет. Пока перемирие, нужно забрать вещи, скажем так. Ну и жить же надо", — разводит руками женщина.
Очереди к пункту пропуска бывали и раньше, но, как правило, начавшись рано утром, к середине дня рассасывались. Сейчас совершенно иная картина. При том, что пограничники и таможенники работают весьма интенсивно, машин меньше не становится.
Самая длинная колонна — на направлении Донецк-Изварино, на остальных постах очереди чуть короче, но все равно стоять приходится долго.
"Картошка, лук, капуста, молоко", — это то, что в багажниках своих машин вывозят из России украинские беженцы.
"У вас тут цены чуть подросли, а у нас — минимум на сто процентов", — говорят те, кто переходят границу одним днем. Утром — в Россию к банкоматам и магазинам. Вечером — с покупками домой. Такие челночные рейсы зачастую единственная возможность прокормить детей. Благо, что стало возможным передвигаться по дорогам, которые еще недавно беспощадно бомбили.
"Воды, бензина не хватает. Денег не хватает людям, света не хватает. И самое главное — мира не хватает, самое главное. Потому что все хорошо, только мира не хватает, — поясняет Елена, что на Украине сейчас в дефиците. — Мы – наготове. Внука оставили в России, сейчас в любой момент заберем да и уедем. Вещи возьмем и все".
О тишине без артиллерийских канонад, говорят с надеждой, но робко. Словно боятся, что эта тишина снова нарушится.
По сравнению с тем, сколько длились бои, пауза пока слишком короткая.
























































































