Тема:

Крушение Boeing в Казани 4 года назад

Эксперт: нельзя слишком полагаться на автопилот

Крушение самолета в Казани стало одной из крупнейших воздушных катастроф в истории России. О наиболее вероятных причинах этой трагедии в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал заслуженный пилот СССР, глава комиссии по гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре Олег Смирнов.

Крушение самолета в Казани стало одной из крупнейших воздушных катастроф в истории России. О наиболее вероятных причинах этой трагедии в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал заслуженный пилот СССР, глава комиссии по гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре Олег Смирнов.

По словам Олега Смирнова, исходя из имеющихся в настоящее время данных, сделать однозначный вывод о причинах катастрофы невозможно. Объективные данные о произошедшем можно будет получить только после расшифровки бортовых самописцев.

Boeing 737 считается достаточно надежным самолетом, а его автоматическая система в целом вполне способна совершить посадку без участия людей. По словам Олега Смирнова, причина катастрофы может быть как раз в "умной" технике. В ряде случаев экипаж просто не знает, что делать, если автоматика отказала. Такой случай был, например в 2009 году, когда французский самолет рухнул в океан. Заблуждение "Автоматика все сделает за нас", по мнению эксперта, очень опасно, и нельзя делать из пилота обслуживающий персонал для компьютера, который будет вести самолет, ведь компьютер может отказать точно так же, как, например, утюг или телевизор. Пилот разбившегося в Казани самолета доложил диспетчеру, что уходит на второй круг. Это, по словам Олега Смирнова, рутинная работа для пилота, но при этом очень ответственное дело, которое под силу только подготовленному летчику, так как нужно учитывать очень много разных параметров.

Разбившемуся самолету было 23 года, и он имел богатую историю – до авиакомпании "Татарстан" им владели семь других перевозчиков. Он налетал около 56 тысяч часов в воздухе. По словам Олега Смирнова, 56 тысяч часов в воздухе – приличный стаж, но к катастрофе это не имеет ни малейшего отношения: самолет может совершать полеты только при наличии сертификата летной годности, а его может получить только исправный самолет. Однако с точки зрения экономики самолеты second-hand – не такой выгодный вариант, как кажется. Чем старее самолет, тем больше денег нужно на его поддержание в исправном состоянии. По сути, 23-летний самолет ничем не отличается от пятилетнего, но денег в него вложено значительно больше.