"Государство не должно быть жестоким, но все должны знать, что есть черта, которую преступать нельзя". Это цитата из сегодняшнего разговора Владимира Путина с литераторами. Речь шла далеко не только о литературе: акция Greenpece на "Приразломной", проблемы школьного образования, Болотное дело.

"Государство не должно быть жестоким, но все должны знать, что есть черта, которую преступать нельзя". Это цитата из сегодняшнего разговора Владимира Путина с литераторами. Речь шла далеко не только о литературе: акция Greenpece на "Приразломной", проблемы школьного образования, Болотное дело. Дискуссия была острой и предельно откровенной.

Обсуждение проблем русского языка и литературы Владимир Путин начинает в окружении потомков и наследников великих мастеров — Достоевского, Толстого, Пастернака, Лермонтова, Шолохова, Солженицына.

И разговор с литераторами быстро и ожидаемо выходит за рамки заявленной темы. Писатель Сергей Шаргунов спрашивает президента о фигурантах Болотного дела.

"Мне написал письмо Ярослав Белоусов, 20 лет, студент-политолог МГУ, который бросил неустановленный желтый предмет типа лимона в цепочку ОМОНа. Прямо стихами говорю, хотя речь в общем-то о трагичных вещах. И он больше года находится в заточении. Но, может быть, стоит возродить миссию по помилованию при президенте России?" — спросил президента автор повести "Малыш наказан".

"Про человека, который кидался в полицию чем-то там, какими-то тяжелыми предметами, и в то же время является литератором. Про него можно сказать, что музам служит, а с головой не дружит. Потому что кидаться в полицию нельзя ни тяжелыми, ни легкими предметами, — категорично заявил Владимир Путин. — И вот о чем бы хотел вам сказать: мы все должны научиться жить по закону. И понимать, что если кому-то будет позволено нарушать этот закон, срывать погоны с полиции, бить в лицо, еще что-то, мы можем столкнуться с такими же проблемами, с которыми столкнулись в 1917 году. Кто-нибудь этого хочет?"

"В западных столицах это происходит часто, громят магазины, переворачивают машины, жгут их. Я несколько раз приводил пример: несколько лет назад, как вы знаете, в Лондоне были такие же беспорядки. Год всех искали. Благодаря камерам уличного наблюдения всех нашли всех, посадили всех до последнего", — привел пример на основе западного опыта президент России.

"Но у нас же ничего не жгли", — попытался возразить из зала Шаргунов.

"Еще не хватало, чтобы жгли, — возмутился Владимир Путин. — Мы не должны до этого допускать. А чтобы до этого не допустить, все должны знать, что есть предел, красная черта, через которую нельзя переходить. Никто не хватает, у нас нет правила "хватай и не пущай", за суждения, за мысли, высказанные вслух в ходе уличных мероприятий, которые тоже разрешены законом. Но есть пределы, через которые нельзя переступать, понимаете? Есть красная черта. Вот о чем речь. Государство не должно быть жестоким. Но государство должно соблюдать, следить за тем, чтобы все соблюдали определенные правила".

"По поводу комиссии по помилованию, — вернулся к поставленному вопросу президент, — она есть. Она есть и работает. И более того, я регулярно подписываю указы о помиловании. Регулярно. Всех, кто заслужил помилование, помилуем".

О соблюдении закона и мере ответственности президент говорит и в контексте истории с активистами Greenpeace.

"Они делают благородное дело? – задал риторический вопрос об активистах-экологах глава российского государства и сам же на него ответил. — Благородное. Они правильно поступили, что забрались на платформы? Неправильно. Я уже приводил этот пример. Несколько лет назад в одном из северных морей на американской платформе произошел трагический случай. Оператор допустил ошибку. Возник пожар, погибло 167 человек. Все. Из-за ошибки оператора. Но когда на платформу лезут, создают чрезвычайную ситуацию, там ни одна может быть ошибка у оператора, а сколько угодно. Они ведь отвлекаются от текущей работы. Кроме всего прочего, у нас под водой водолазы находились. И их жизнь реально подвергалась опасности".

"Кроме этого они целую операцию разработали, — снова обратился к действиям активистов-экологов на платформе "Приразломная" Владимир Путин. — Одни лезли на платформу, а другие атаковали пограничников наших. На своих лодках практически на них нападали, оттесняя их от платформы. Это что такое? Это, вы знаете, есть такая формула, я думаю, что в это аудитории я буду понят: все средства хороши для достижения благородной цели. Это наш метод, Федя? Федя, это не наш метод. Нельзя так делать, даже думать так нельзя".

Общественно-литературную дискуссию продолжает Наталья Солженицына. Она напомнила про ужасы ГУЛАГа, пережитые и описанные Алекандром Исаевичем. Но сегодня, убеждена она, обстановка в тюрьмах хуже, чем и в царское, и в советское время.

"То, что Наталья Дмитриевна сказала, это правда, — признал президент России. — И у нас проблем в этой тюремной системе предостаточно. И там просто в известной степени дело, прежде всего, в материальном состоянии, в материальной деградации. Это вопрос выделения средств на нормальное содержание, на то, чтобы люди, даже если в таком положении оказались, должны чувствовать себя людьми. И с ними должны обращаться как с людьми".

Не могла остаться без обсуждения и новость о возвращении в школьную программу сочинения.

"Указ замечательный. Но если его поручат приводить в жизнь тем чиновникам, если это будут писать те же люди, которые угробили сегодня литературу в школе, то мы будем там, где мы сегодня сидим, если не хуже", — оценила ситуацию президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына.

Учителя говорят, что все эти стандарты просто душат, не оставляя времени на живой разговор с учеником.

"Новый тренд: нельзя сказать на уроке — откройте тетради. Вы не получите аттестацию, вы учитель прошлого века. Надо сказать — откройте свое рабочее поле. Учителей переучивают на то, чтобы они запомнили, как надо", — рассказал президенту учитель русского языка и литературы Сергей Волков.

"Это результат того, что представители так называемого креативного класса пробрались в министерство образования и там все это рисуют. Результат их работы, — отметил Владимир Путин. — Нам хочется, чтобы везде были представители креативного класса. И они, как правило, люди как раз с творческим началом. И делают много хорошего, но иногда перебарщивают".

Задают президенту и жизненно важный вопрос — о росте заработных плат.

"Мы не можем создать уравниловку советского времени, когда все получали 120 рублей, начиная от инженера и кончая преподавателем, и все счастливы были. Нет, не были счастливы. В конечном итоге страна-то развалилась, понимаете? Поэтому мы будем делать это и дальше, повышать уровень заработной платы в стране в целом, выстраивая так свою политику в области доходов населения".

Объединяют страну и миллионы соотечественников за ее пределами именно русский язык и литература. Но статистика пугает: россиянин читает сегодня в среднем 9 минут в сутки.

Русский язык и литература сегодня как никогда нуждаются в программной государственной поддержке. 2015 год президент предложил объявить Годом литературы.