Тема:

ЖКХ 1 год назад

В Приморье назревает скандал вокруг управляющих компаний и ТСЖ

Крупный скандал вокруг деятельности обслуживающих компаний и ТСЖ назревает во Владивостоке. Местные жители уже не раз обращались в различные инстанции с жалобами на факты мошенничества при проведении ремонтов зданий. Суммы значительно завышалась, а вот результаты явно оставляли желать лучшего.

Крупный скандал вокруг деятельности обслуживающих компаний и ТСЖ назревает во Владивостоке. Местные жители уже не раз обращались в различные инстанции с жалобами на факты мошенничества при проведении ремонтов зданий. Сумма этих ремонтов значительно завышалась, а вот результаты явно оставляли желать лучшего.

Привычная картина в подъезде многоэтажки с комнатами гостиничного типа: наглухо заколоченные лифты, неосвещенные коридоры, чудом уцелевший мусоропровод и ежемесячные квитанции за "содержание и текущий ремонт" в почтовых ящиках.

"Мы же платим регулярно! А нам объяснили что человек украл деньги и уехал в Таиланд отдыхать!" — негодует жительница дома, пенсионерка Ирина Кельзина.

В этой высотке — признаки благоустройства: стеклопакеты на лестничных площадках и новые почтовые ящики. Неработающий лифт несколько лет назад заменили c недоделками — его двери так и не открылись. Александр, инвалид первой группы, чтобы преодолеть восемь этажей и съездить в больницу, зовет на помощь соседей.

"Вот так мы едем в больницу — раз в полгода, чаще не получается", — говорит он.

От управляющей компании и чиновников, говорит Александр, приходят отписки или предложения собрать с каждой квартиры по 10 тысяч, что для малоимущих обитателей дома нереально.

Право собирать деньги с жильцов этой "благополучной" пятиэтажки оспаривают две эксплуатирующие фирмы. Уже полгода каждая присылает свои квитанции. Люди вносить двойную оплату отказались и поневоле превратились в должников.

"Люди у нас пенсионеры, мы получаем субсидии. Чтобы получить субсидию, нужно предъявить в социальную службу справку об отсутствии задолженности. Мы не платим и не имеем права заявить, что мы можем получить эту субсидию", — рассказывает Людмила Чупришева.

С должниками обслуживающие фирмы не церемонятся. Без каких-либо уведомлений сравнительно небольшие долги Елены Симоновой — одинокой мамы, недавно потерявшей работу — оказались в столичном коллекторском агентстве.

"Они еще и просят за то, что у меня выбивают деньги, сумму в восемь тысяч рублей. А через месяц они присылают новое письмо с предупреждением о выселении, и там сумма уже восемь с половиной. То есть, как я поняла, у них как счетчик — все идет по нарастающей", — рассказывает она.

Андрей Островский, житель дома, где регулярно осыпаются балконы и "прыгает" напряжение, не платил по принципиальным соображениям: после аварии обслуживающая компания отказалась компенсировать ущерб за сгоревшую бытовую технику. Коллекторов эти аргументы убедили.

"Я продолжаю отказываться им платить, потому что не вижу услуг, которые мне бы оказывались, за исключением одной – в моем дворе раз в неделю дворник метет двор", — говорит он.

Поток жалоб от собственников квартир рассматривает отдел жилищного надзора со штатом в пять человек на 700 тысяч населения. Результатом обычно становятся незначительные административные взыскания.

"Конечно, управляющие компании — это бизнес, и причем бизнес никем не контролируемый. Бюджетные средства — да, они контролируются, у нас много контролирующих органов. А средства населения — они же не считаются бюджетными", — говорит начальник отдела государственного жилищного надзора администрации Владивостока Наталья Володченко.

В этом доме демонстрируют результаты капитального ремонта по федеральной программе. Его, утверждают жильцы, провели без их ведома. За три с половиной миллиона покрасили "водоэмульсионкой" фасад и залатали крышу, хотя этой почти сорокалетней панельной многоэтажке требовалось серьезное утепление и замена инженерных коммуникаций.

"Экспертиза нам сделала заключение: фактическая стоимость ремонта — миллион сто двадцать тысяч, а сумма приписок составила два миллиона 568 тысяч", — говорит Галина Никлонская.

Этот многоквартирный дом в центре Владивостока на Партизанском проспекте, скрывающий за своим фасадом главный следственный изолятор Приморского края, прежде не считался местной достопримечательностью. Теперь он знаменит благодаря громкому скандалу вокруг капитального ремонта, который обошелся в миллион долларов. По заключению независимой экспертизы, строительная смета была завышена как минимум на треть.

Освоение средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ идет полным ходом и с грубейшими нарушениями, говорят эксперты.

"Государство в общей сложности за четыре года софинансирования выделило Владивостоку больше четырех миллиардов рублей на капитальные ремонты домов. Выяснилось — есть судебное решение в этой части — что откатный механизм составляет не 20-10 процентов, как раньше говорили, а 36-40 процентов!" — говорит президент ассоциации ТСЖ, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе Елена Лазаренко.

"Возбуждено 15 уголовных дел, три из них уже в этом году ушли в суд. Как правило, подрядчики идут на такие правонарушения в некоторых случаях со сговором с управляющими компаниями и с другими служащими, в том числе из органов власти и местного самоуправления", — рассказывает начальник Управления МВД РФ по Приморскому краю Андрей Николаев.

Приморские власти накануне потребовали от обслуживающих компаний сделать сферу своей деятельности прозрачной и усилить внимание правоохранительных органов к рынку жилищно-коммунальных услуг.