Госдума приняла в первом чтении проект главного финансового закона страны. Федеральный бюджет, сверстанный на ближайшие три года, в правительстве позиционируют, как социально ориентированный. Однако по содержанию ряда статей у трех думских фракций возникли серьезные замечания. И это несмотря на то, что заложенные параметры бюджета просчитаны с учетом всех возможных нефтяных сценариев, даже самых неблагоприятных.
Дискуссия обещала быть яркой, кто и как относится к бюджету, — известно до начала пленарного заседания, но нюансы — это всякий раз новость. Зюганов представляет свой собственный план, почти альтернативную версию бюджета из 7 пунктов о том, как увеличить доходную часть сразу на 7 триллионов в пользу образования и медицины. Коммунисты финансовый документ критикуют, и поддержать его отказались.
"Даже если не проводить национализацию, уже в ближайшее время можно увеличить бюджет на 7 триллионов рублей. Все обещания Путина оценивают специалисты в 5 триллионов, так что, если мы привлечем в бюджет 7 триллионов, то выполним не только обещания Путина, но и все наши выполним. А что касается национализации, если ее провести, это позволит нам удвоить, утроить бюджет. Но вы ее жутко боитесь", — констатировал руководитель фракции КПРФ в Думе Геннадий Зюганов.
Не поддержит бюджет и "Справедливая Россия". Документ, по версии фракции, носит антисоциальный характер. Те представители "Справедливой России", что относят себя к креативному классу, на заседание приходят в говорящих футболках: воевать или лечить. Дмитриева бюджет сравнивает с накоплениями на похороны и приносит свою, альтернативную версию документа.
"Почему похороны? А дело в том, что основная задача — это изъятие денег из страны, вкладываете в Резервный фонд и в чужую экономику. Получается, что страна напоминает человека, который большую часть жизни не ест, не пьет, не заводит семью, чтобы скопить денег на собственные похороны", — образно сравнивает первый заместитель председателя комитета Госдумы России по бюджету и налогам, депутат от "Справедливой России" Оксана Дмитриева.
Бюджетная погрешность, по версии "Справедливой России", от триллиона до двух. Указанные в документе доходы, считает Дмитриева, ошибочны.
"Ну что ты будешь делать? Ну, так же нельзя", — говорит Жириновский Воробьеву.
Что именно в кулуарах Жириновский обсуждал с Воробьевым — неизвестно. По бюджету: он грамотно сверстан, позиции фракций "Единой России" и либерал-демократов совпали — в подсчетах ошибок нет.
Доходы федерального бюджета в следующем году составят почти 13 триллионов рублей. Точная цифра на 2013 год: 12 триллионов 865 миллиардов 925 миллионов рублей. Для сравнения: 12 лет назад доходы были чуть больше одного триллиона — 1 триллион 115 миллиардов 900 миллионов рублей. То есть, доходы, а значит и объем распределяемых средств, увеличился почти в 12 раз.
"Мы бюджет страны поддержим. У нас почти 13 триллионов — это огромный бюджет, это больше, чем у 90 процентов стран мира. Расходы большие и будем смело тратить, пусть будет дефицит, мы, если надо, включим станок, — готов запустить инфляционный механизм руководитель фракции ЛДПР в Госдуме. — 30 процентов мы даем на погоны: оборона, безопасность, на все, чтобы мы спокойно с вами жили. На социалку — 30 процентов".
Бюджет составлен, исходя из социальных приоритетов: индексация пенсий, например, опередит темпы роста прожиточного минимума. К концу 2013 года трудовая пенсия составит как минимум 10 тысяч рублей, а социальная – 6 тысяч рублей. Инфляция при этом не превысит 6-процентный порог.
"Снижается зависимость бюджета от доходов, получаемых от нефти и газа. Сегодня это половина всех доходов, поступаемых в федеральный бюджет. Это делает бюджет уязвимым от изменения конъюнктуры на сырьевых рынках", — пояснил министр финансов России Антон Силуанов.
Во главе документа — бюджетное правило: нефтегазовые деньги уходят в Резервный фонд. Он, по прогнозам Минфина и Счетной палаты, уже к концу этого года составит 2 триллиона рублей.
"Применение бюджетного правила существенно снижает зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры и соответственно риски, которые вытекают из угрозы новой волны глобального кризиса. Сценарий кризиса 2008-2009 годов для нашей страны на данный момент представляется маловероятным", — отметил в своем выступлении председатель Счетной палаты Сергей Степашин.
Впервые при расчете бюджета учитывалась не прогнозируемая цена на нефть, а средняя за последние 5 лет. Такое занижение обезопасит экономику от любых нефтяных колебаний, а в случае благоприятных тенденций на рынке даже увеличит доходы.
"Вообще, бюджет всегда — это поиск компромиссов и концентрация на отдельно взятых приоритетах. В чем наша логика, чем мы руководствуемся? Прошла избирательная кампания, мы заручились поддержкой избирателей, мы предложили свою программу — финалом большого избирательного цикла стали указы президента, в указах президента указан досконально план решения тех проблем, которые волнуют нашу страну. Мы в этой логике, и собираемся реализовать то, что было заявлено в избирательной кампании", — заявил заместитель председателя Госдумы, руководитель фракции "Единой России" в Думе Андрей Воробьев.
Просчитаны все нефтяные сценарии, даже двойное снижение цен. Дефицит в любом случае составит не больше процента. В следующем году — это 500 миллиардов рублей.
Первое чтение — это только начало думской дискуссии. У всех фракций, даже тех, что финансовый документ поддержали, есть замечания. Основная битва развернется как раз за поправки.






















































































