Татарстан представляется желанной добычей радикалов. Центр России, Волга-матушка, мощная экономика, крепкая связь с Москвой, но есть и ахиллесова пята — сокращённые часы русского языка и образования в школах, чуть ли не вдвое ниже, чем в остальной России. Так что если и сопротивляться, то школа — тоже боевой рубеж.
Кадры спецоперации. В канун праздника Курбан-байрам спецназ ФСБ штурмует квартиру, в который укрылись вооруженные бандиты. Один из преступников подорвал себя сам. Взрыв унёс жизнь и сотрудника ФСБ, накрывшего смертника своим телом. При этом штурме погибнут два сотрудника спецподразделений, а на теле бандита будет обнаружен "пояс шахида". Взрывное устройство должно было сработать во время священного мусульманского праздника.
Этим событиям предшествовал двойной громкий теракт. Утром 19 июля неизвестные взорвали автомобиль муфтия и у собственного дома расстреляли его заместителя Валилу Якупова. Оба резко выступали против религиозного экстремизма и мусульманских сект радикального толка.
С именем муфтия связан новый порядок организации хаджа в Мекку. Он отодвинул от паломников арабских эмиссаров, лишив их возможности "промывать мозги". В этом на стороне муфтия всегда был богослов Валила Якупов.
"Он никогда не уступал салафитам и выдвигал свои аргументы", — рассказывает имам-хатыб Апанаевской мечети, глава центра исламской культуры Наиль Гарипов.
Это съемка скрытой камерой встречи радикального имама Рустама Сафина со своими сторонниками. Мы смогли договориться с ним на короткую встречу.
"Как только не называют меня. И "Хизб ут-Тахрир", и ваххабит. Пусть определятся, кто я", — говорит имам, лидер "Хизб ут-Тахрир" в Татарстане Рустам Сафин.
В 2009 году следствие определились: Сафин был осужден на два года по обвинению в помощи экстремистской организации и террористам условно. За это время успел отметиться проведением целой серии акций фундаменталистов в Казани и теперь снова под следствием. Акция проходила под знаменами "Хизб ут-Тахрир".
"Члены партии "Хизб ут-Тахрир" (это 100-150 человек), находясь в Татарстане — это люди, которые имеют криминальное прошлое. Плохое криминальное прошлое. Они сидели по таким статьям, как убийства, изнасилования. И в нормальном обществе они не могут реализовать себя", — считает имам-хатыб Закабанной мечети, директор фонда "Закат" при духовном управлении Татарстана Саид-Джагфар Лутфуллин.
"Люди боятся заходить в некоторые мечети, так как в них идет подготовка исламистов", — объясняет руководитель приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований российского Института стратегических исследований Раис Сулейманов.
Вот это мечеть "Аль-Ихлас", где имамом служит Рустам Сафин. Местные жители шепотом рассказывают о странных собраниях молодежи. Следствие считает, что здесь ведется открытая пропаганда экстремистских идей.
В Татарстане более полутора тысяч религиозных организаций, и часть из них до сих пор возглавляются имамами, которые обучались в арабских странах. Именно поэтому так важен сегодня российский исламский университет, который должен готовить богословов, проповедников, имамов.
"Это и политическое, и социальное служение, чтобы они лучше представляли, что включает в себя жизнь мусульман", — говорит ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.
"Традиционный ислам означает пророссийский ислам, который ориентирован на интересы нашего общества", — объясняет руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.
После терактов был принят закон, который запрещает иностранным гражданам создавать религиозные группы. Очевидно, надо ожидать громких процессов.
"Государство дает полную свободу в вероисповедании любой религии. Но если при этом проявятся экстремистские моменты, то государство не может остаться в стороне от этого", — говорит прокурор Республики Татарстан Кафиль Амиров.
В Республике Татарстан больше ста национальностей. Около 40 процентов русского населения. Однако объем преподавания русского языка чуть ли не вдвое скуднее, чем в остальной России. С первого класса в обязательном порядке преподавание татарского — пять уроков в неделю, в то время как русского — только три.
"Количество часов, выделяемых на изучение русского языка, составляет 1200 по всей России, а в Татарстане только 700 часов за десять лет. Ситуация сложная, потому что действует региональный экзамен. Если ты не сдаешь татарский язык, не перейдешь в десятый класс", — рассказывает Раис Сулейманов.
Не так давно обеспокоенные родители обратились к федеральной власти с просьбой помочь привести объем преподавания русского языка к общероссийским нормам. В эти дни празднуется Новый год по хиджре. Весь месяц Муххарам — это время покаяния и поклонения Аллаху, когда не должно быть места противостояниям и конфликтам.






















































































