В Омске открылась выставка O Dolce Napoli ("Прекрасный Неаполь"), в экспозиции которой представлены живописные работы из собрания Третьяковской галереи – полотна выдающихся художников конца XVII – первой половины XIX веков.

В Омске открылась выставка O Dolce Napoli ("Прекрасный Неаполь"), в экспозиции которой представлены живописные работы из собрания Третьяковской галереи — полотна выдающихся художников конца XVII — первой половины XIX веков.

Народная неаполитанская песня "Санта Лючия" переведена на несколько языков мира. Помпейские древности, Везувий, гроты и террасы вдохновляли не только пифферари – итальянских бродячих музыкантов — солнце и море Неаполя и особое освещение манили и русских художников. Путешествие в этот край входило в обязательную программу воспитанников Российской академии художеств, а самый знаменитый русский "неаполитанец" — Сильвестр Щедрин. Он прожил в Неаполе 12 лет, там же был похоронен. На своем первом неаполитанском пейзаже столичный щеголь Щедрин изобразил себя стоящим на многолюдной набережной застегнутым на все пуговицы.

Заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX веков Государственной Третьяковской галереи Людмила Маркина пояснила: "Поскольку он только что приехал из Академии художеств, он должен был послать эту картину – своеобразный живописный отчет. Но строгим педагогам он не мог показать себя одетым в короткие штаны и белую рубашку – в свободное романтическое одеяние. Поэтому он предстает здесь как воспитанник Академии".

Этот пейзаж был специально отреставрирован к "неаполитанскому" проекту Третьяковской галереи. Вслед за столичными и ярославскими зрителями, выставку O Dolce Napoli " увидели в Омске. Заместитель Генерального директора Государственной Третьяковской галереи Андрей Воробьев отметил: "Привезти такую выставку — дорогостоящее мероприятие. Кроме финансовых затрат, требуется соблюдение многих принципиальных музейных условий: в залах музея должны быть соответствующий климат и влажность, а транспортировка обязательно должна проводить специализированной компанией".

Когда то неаполитанские виды были едва ли не главным украшением дворянских домов. Говорят, что их заказывала сама Екатерина II. Ландшафтных дел мастеров вдохновляли красавицы-неаполитанки с тамбуринами, картежники и даже бежавшие в Неаполь после польского восстания славянские карбонарии. Именно они на полотне Ореста Кипренского читают французскую газету.

Представлен и портрет "великого Карла" — коллегу по цеху Карла Брюллова запечатлел Василий Тропинин. "Тропинин никогда не был в Италии, тем более, в Неаполе, но мы все знаем, что Брюллов прославился картиной "Последний день Помпеи". И "великого Карла" Тропинин изображает, конечно же, на фоне Везувия", — пояснила Людмила Маркина. Эскизы к своей "Помпее" Брюллов создавал в Неаполе, там же над подготовительными рисунками к "Явлению Христа народу" работал и Александр Иванов.

Работы из "неапольской" серии созданы в классической манере, а значит, что, в отличие от авангарда, они менее проблемны в хранении и экспонировании. Но даже их сотрудники Третьяковки не так часто отпускают на гастроли по России. После визита в Омск специалисты прописали этим шедеврам, как минимум, год отдыха.