Оперативники накрыли этническую банду теневых банкиров, ворочавшую миллиардами

Российские полицейские совместно с сотрудниками ФСБ обезвредили крупную банду теневых банкиров, которые переводили деньги от нелегальных мигрантов за границу. Оборот составлял 1,5 миллиарда рублей в месяц.

Российские полицейские совместно с сотрудниками ФСБ обезвредили крупную банду теневых банкиров, которые переводили деньги от нелегальных мигрантов за границу. Оборот составлял 1,5 миллиарда рублей в месяц. По версии следствия, преступная группировка занималась еще и финансированием международной террористической организации "Хизб ут-Тахрир".

Спецоперацию проводили одновременно в разных районах Москвы, Подмосковья и Пермского края, в квартирах и офисах подозреваемых. Не все сразу открывали дверь, это было вполне ожидаемо, поэтому почти с каждой группой оперативников и спецназа ездили сотрудники МЧС с пилой-болгаркой и прочим тяжелым инструментом.

Операцию проводили совместно сотрудники МВД по Центральному федеральному округу и оперативники ФСБ. Этническая преступная группа – в основном в нее входили уроженцы Средней Азии — специализировалась на незаконных банковских операциях. Это на сухом языке полицейских отчетов. Если по-простому, то группа занималась обналичиванием денег и нелегальным выводом средств на счета за границей.

Оперативники говорят, что группа была четко структурирована: одни люди отвечали за сбор денег, другие за инкассацию, третьи за перевозку, четвертые за регистрацию и функционирование фирм-однодневок, пятые за выдачу денег клиентам.

Интересный момент — в одном из офисов во время обыска оперативники нашли несколько пистолетов, автоматов, амуницию и форму сотрудников полиции. Дело в том, что за последние два года на перевозчиков наличности в столице было совершено более десятка разбойных нападений. Одно из самых громких произошло в аэропорту Внуково, где прямо под камерами наблюдения преступники расстреляли перевозчика и отобрали у него сумку, где находились 75 миллионов рублей. Организаторы подпольной финансовой империи учли печальный опыт своих коллег.

Сама схемы работы была довольно простой. На рынках столицы и Пермского края тысячи нелегальных мигрантов зарабатывали миллионы рублей. Деньги надо было как-то переводить на родину, желательно, подешевле. А различным фирмам в Москве нужна была наличность, желательно, неучтенная. Так называемый черный нал. И вот посредникам между ними как раз и являлись подконтрольные преступному сообществу компании и небольшие банки.

Наличные у рыночных торговцев собирали, передавали тем, кто заказывал безналичные переводы от фирм-однодневок, а потом по фиктивным контрактам деньги выводили за рубеж в офшоры или Центральную Азию. Оперативники, правда, уверены, что нелегальными услугами пользовались не только коммерсанты или рыночные продавцы.

На самом деле, операция началась еще на прошлой неделе, но полиция поначалу ничего не сообщала в прессу, была вероятность, что некоторые подозреваемые успеют скрыться. А разработка преступной группы началась полтора года назад, под подозрением у сыщиков было более сорока человек. Только фиктивных фирм, через которые обналичивали деньги, или через которые деньги выводились за рубеж, под контролем у группы было более 120.

Причем задержанные использовали не только современные банковские схемы, но и традиционную на протяжении уже многих сотен лет для Ближнего Востока систему денежных переводов, которая называется хавала. В переводе с арабского это означает "расписка". В средние века это работало так: торговец отдавал деньги казначею на рынке, например, в Дамаске, а на рынке в Каире предъявлял расписку партнеру казначея и получал наличные.

Теперь в век высоких технологий все работает куда быстрее. Банкиру, например в Москве, достаточно позвонить и подтвердить, что клиент принес ему деньги. И где-то в Средней Азии партнер выдаст деньги тому, кто за ними обратится. Система хавалы или доверительных платежей позволяет аккумулировать и оперировать огромными суммами вообще без всякого контроля со стороны фискальных органов. Ведь фактически никаких финансовых операций не осуществляется, а значит отследить эти сделки почти нереально.

Оперативникам и следователям еще предстоит разобраться во всех аспектах деятельности преступной группировки. Но и тех доказательств, что собрали, оказалось достаточно, чтобы суд арестовал шестерых организаторов незаконной деятельности.