Экономика "Мечты". Реплика Александра Привалова


фото ИТАР-ТАСС

Политический разворот в Грузии идёт полным ходом. Оппозиционная "Мечта" неожиданно выиграла парламентские выборы. Люди проголосовали за скорые изменения, но по силам ли это новому правительству? С какими экономическими трудностями столкнутся министры, рассуждает обозреватель Александр Привалов.

Политический разворот в Грузии идёт полным ходом. Блок "Грузинская мечта", возглавляемый самым богатым человеком страны, миллиардером Бидзиной Иванишвили, неожиданно сам для себя безоговорочно выиграл парламентские выборы. Оппозиционеры получили 55% голосов по партийным спискам, правящее Единое национальное движение – чуть более 40%. Вопреки большинству прогнозов, люди Саакашвили отстали и в одномандатных округах: они получили там 35 мандатов, оппозиционеры – 38. В итоге "Грузинская мечта" добилась устойчивого большинства в парламенте – 83 места из 150 – и уже приступила к формированию правительства.

Все выходные в стане победителей шли консультации по распределению должностей; утром в понедельник список объявлен. Премьер-министром намерен стать сам Иванишвили; большинство имён будущих членов кабинета в России малоизвестны. Исключение разве что одно: на пост вице-премьера, министра регионов и инфраструктуры претендует игравший некогда в "Милане" Карло Каладзе. Впрочем, это мелочи. Наверное, стоит отметить только одно: никого из действующей сегодня команды в списке будущих министров нет, зато есть несколько человек из команды Эдуарда Шеварднадзе, свергнутой девять лет назад в ходе "революции роз".

Делать из этого факта слишком уж сильные выводы, пожалуй, не стоит: в конце концов, Грузия страна маленькая, кандидатов в министры не так уж много, – но некоторый привкус возврата к "досаакашвилиевским временам" господин Иванишвили наверняка допустил вполне сознательно. Оставим политологию – всё, что можно было сказать в этом жанре о победе пестрой и невнятной коалиции или о фиаско авторитарного лидера, сказано уже по двести раз. Обратимся к той самой низкой прозе, которая лежит в фундаменте столь яркого политического события, – то есть, к экономике.

За годы правления Саакашвили по этой части достиг, во всяком случае, одного принципиального результата: страна приучена к элементарному порядку. Так, Грузия стала платить налоги, чего при "старом лисе" Шеварднадзе, а тем более при его предшественниках и близко не было. Доходная часть бюджета при нынешней власти выросла в семь с лишним раз, а ВВП на душу населения – в три с половиной раза. Это очень хорошо, но этого, как выяснилось, далеко не достаточно: Грузия все последние годы очень быстро отставала от соседей по региону. Если в 2003 году по уровню ВВП на душу населения Грузия была первой на Кавказе, то к 2010-му она пропустила вперед Армению и Азербайджан. Ладно Азербайджан – там, как известно, нефть. Но не имеющая ни капли нефти и страдающая от блокады Армения, обошедшая Грузию по достатку, – это, согласитесь, чрезвычайно неприятная для Тбилиси деталь. И в целом региональная картина при Саакашвили изменилась катастрофично: если в 2003 году на Грузию приходилось 28,4% ВВП стран Закавказья, то в 2011-м – чуть не вдвое меньше, 16,5%.

Ультралиберальная (особенно поначалу) экономическая политика правительства Саакашвили дала результаты: аграрный сектор, в котором занята половина населения Грузии, сократился за эти годы на 16%, а доля промышленности в экономике Грузии сегодня – самая низкая на всём постсоветском пространстве. Страна живёт на импортных товарах. В прошлом году торговый дефицит Грузии составил пять миллиардов долларов – это больше трети годового ВВП. Частично дефицит покрывается за счёт кредитов и пожертвований Запада. В стране высокая и быстро растущая безработица, весьма заметная доля активного населения работает за рубежом. Назвать всё это экономической катастрофой, по-видимому, ещё нельзя, но положение очень тяжёлое – и заведомо не допускающее скорого выправления.

В этом смысле один из самых неприятных вызовов, с которыми столкнётся правительство Иванишвили, – это несуразно завышенные ожидания. Многие простые люди вполне убеждены, что пришедший к власти миллиардер чуть не мигом установит благоденствие. Конечно, Иванишвили и богат, и склонен к благотворительности (за последние годы он истратил на добрые дела не меньше полутора миллиардов долларов), но быстро организовать процветание он не в силах. Да, его состояние велико, но, даже если бы он решил (а он не решал!) все деньги отдать родной стране, это не покрыло бы и полугодового торгового дефицита.

Иванишвили сделает всё, чтобы сохранить спонсоров, – первый его государственный визит будет в Вашингтон. Иванишвили сделает всё, чтобы хоть приступить к нормализации отношений с Россией, – и потому, что этого хотят 80% избирателей, и потому, что это даст надежду на рост сельскохозяйственного экспорта. Всё это абсолютно правильные шаги, но быстрых перемен к лучшему они не сулят. Как скоро электорат начнёт разочаровываться в новой власти, и что тогда будет – неведомо.