Профессия – водолаз: от "Булгарии" до боеприпасов

Читать Вести в MAX
В МЧС подводят итоги профессионального конкурса "Созвездие мужества". Победителей наградят в Москве 9 декабря. Среди них – водолаз западного филиала ГОСАКВАСПАСа Александр Ражин. Он провел десятки сложнейших подводных операций, включая обезвреживание боеприпасов на затонувших в войну кораблях.

В МЧС подводят итоги профессионального конкурса "Созвездие мужества". Победителей наградят в Москве 9 декабря. Среди них — водолаз западного филиала ГОСАКВАСПАСа Александр Ражин. Он провел десятки сложнейших подводных операций, включая обезвреживание боеприпасов на затонувших во время войны кораблях.

Спасательный катер зависает над подводным объектом. Водолазные спуски проводят с большой осторожностью: внизу, на грунте — целые россыпи снарядов. Три месяца назад ГОСАКВАСПАС приступил к подъему боеприпасов, но из-за погоды завершить операцию по утилизации не удалось. Сейчас на борту катера нет саперов — водолазы проводят осмотр потенциально опасного объекта. Нужно готовиться к очередному этапу подводных работ.

Здесь, в Балтийске, всего лишь в 50 метрах от берега на небольшой глубине покоится затопленная во время Второй мировой войны немецкая баржа. В ее трюмах — целый арсенал боеприпасов. Водолазы ГОСАКВАСПАСа планомерно обезвреживают подводное кладбище оружия.

Александр Ражин, один из ведущих водолазов подразделения, чуть ли не на ощупь обследовал дно вокруг баржи. Оказалось, снаряды вымываются из трюма и оседают в радиусе 100 метров в мягкий заиленный грунт. Пролежав больше полувека под водой, они проржавели и превратились в монолитную массу. Во время осенних работ Ражин смог поднять из воды не один десяток минометных мин, снарядов, тротиловых шашек.

"Как поленница или бутылки с шампанским — воздушные дырочки между ними есть. Ломик туда — тюк потихонечку…" — объясняет он.

К такой сложной работе допускают только самых опытных водолазных специалистов. Александр Ражин — один из них. Он участвовал в трех десятках поисково-спасательных операций: в их числе и подъем затонувшего теплохода "Булгария", и спасательная операция на Карском море, когда требовалось экстренно заделать пробоину в судне, оказавшемся в аварийной ситуации. Но самой сложной работой считается обезвреживание боеприпасов.

"Они практически все на боевом взводе и велика вероятность их детонации. Постоянно ощущать опасность, что снаряд в любую минуту может взорваться – здесь должна быть самоотверженность", — говорит начальник Центра Западного филиала ГОСАКВАСПАСа МЧС России Николай Шеремет.

За время всех спусков водолаз провел под водой около двух с половиной тысяч часов. Большую часть работы приходится выполнять в условиях плохой видимости. Вода в Балтийском море редко бывает прозрачной, поэтому водолазы говорят, что видят руками — любые предметы, в том числе авиабомбы и снаряды, легко могут определить на ощупь.

"Это интересно, когда прозрачная вода и рыбки, а когда у нас упал ил, тросы перчатки все искололи — романтики мало", — улыбается Александр Ражин.

Всего на дне Балтики — 84 потенциально опасных подводных объекта. Боевые катера времен войны, немецкие мини-субмарины, корабли. Районы их затопления постоянно приходится обследовать водолазам. Все это — их привычная и любимая работа, о которой они могут часами говорить даже в свободное от нее время.