Ситуацию вокруг бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена и стратегическое сотрудничество между странами обсуждали на российско-американских переговорах в формате "2+2" на уровне глав МИД и министров обороны. Москву представляли Сергей Лавров и Сергей Шойгу, а Вашингтон — их коллеги, госсекретарь Джон Керри и глава оборонного ведомства Чак Хейгел.
В формате "2+2" Москва и Вашингтон не говорили 5 лет, и теперь, несмотря на все разногласия, решили вернуться к регулярным встречам министра иностранных дел и госсекретаря, а также глав оборонных ведомств. Чтобы чаще и лучше друг друга слышать. Это — знак того, что предоставление Эдварду Сноудену временного убежища в России вовсе не заморозило двусторонние отношения. Российско-американский саммит не отменен, а отложен, уточняет Сергей Лавров, и это официальная формулировка американской стороны. Хотя некоторые увидели в происходящем признаки холодной войны.
"У нас нет никакой холодной войны. Наоборот, у нас самое тесное партнерство. И очень хороший потенциал для его укрепления. Сноуден — это аномалия, я считаю", — говорит глава российского МИД.
Вашингтон продолжает настаивать на том, что Москва должна выдать Сноудена. По словам главы МИД, Россия действовала в строгом соответствии с внутренним законодательством и с международным правом. Более того, между странами нет договора об экстрадиции, причем заключать его долгие годы отказывались сами американцы. В любом случае, не стоит судить об отношениях России и США по одному эпизоду со Сноуденом, считает Лавров.
"Это как наши коллеги фотографы: они прицеливаются в выступающих и ждут, когда выступающий почешется, чихнет. И если после этой пресс-конференции все, что узнает зритель и читатель, будет одна фотография с чихающим или чешущимся Лавровым, то это, наверное, будет самая искаженная картина того, что происходит", — объясняет министр.
Говорили и о ситуации в Сирии: здесь стороны выступают за скорейший созыв конференции в Женеве. Говорили также о необходимости продолжать диалог. Кроме того, обсуждалась возможность расширить проведение совместных военных учений за счет вовлечения в них новых подразделений. Встреча прошла в теплом ключе, с перспективами дальнейшего сотрудничества.
"Если что-то и изменилось, то изменилось скорее в положительную сторону, мы не видим каких-либо угроз. Я не почувствовал каких-либо опасений по поводу наших дальнейших диалогов и по поводу того, что мы, говоря исключительно о военном сотрудничестве, видим какое-то охлаждение — скорее наоборот", — уверен Сергей Шойгу.
Военные обсуждали американскую ПРО — США продолжают наращивать противоракетную оборону, при этом предлагая России вновь сократить стратегические наступательные вооружения. Москву такой подход не устраивает, это нарушит ядерный паритет.
"Помимо непосредственного размещения ЕвроПРО в тех местах, которые уже определились, мы считаем, что туда же нужно погружать вопросы, связанные с системой морского базирования, особенно — Баренцево море и Балтика. Нас это также беспокоит, — рассказал Шойгу. — Кроме этого мы должны понимать, что мы не против и не возражаем, чтобы каждая страна повышала свою защищенность, но мы против того, чтобы эта защищенность была за счет России".
Сергей Шойгу и Чак Хейгел договорились продолжать диалог, в том числе с помощью регулярных видеоконференций. Кроме того, российский министр пригласил американцев на учения “Запад-2013” и на танковый биатлон.
Танковый биатлон придумали в России. Это серьезное испытание бронетехники и экипажа в условиях, максимально приближенных к боевым. Машины на скорость проходят несколько кругов, стреляют по мишеням из пушки и пулемета, преодолевают труднопроходимый участок. За промахи и неточности в вождении — штрафное время.
Насколько затянется пауза в отношениях России и США, которую предложил взять президент Обама, пока неясно. Основная миссия министерской встречи "2+2" — готовить основу для переговоров на высшем уровне. Никто не сомневается, что такая встреча состоится, главный вопрос — когда.
























































































