Некоторое время тому назад глава Департамента культурного наследия столицы Александр Кибовский предложил Комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме предельно ограничить появление новых монументальных произведений на Бульварном кольце. О том, что в этом хорошего для бабушек и мам с колясками, - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Мне понравились слова Кибовского, главы Москомнаследия: "Бульварное кольцо, - сказал он, - это не стена плача, но каждый раз возникает соблазн поставить новый памятник". Ну, и предложил больше не устанавливать на бульварах новые памятники, можно сказать, закрыл Бульварное кольцо, как Новодевичье или Ваганьковское кладбище. Нет больше мест!
С одной стороны, прав, конечно. У нас и правда фактически все уже входы и выходы с бульваров заставлены памятниками: на Тверском еще и посредине воткнули Сергея Есенина, пусть не покажется это невежливое слово выражением какого-то неуважения к поэту. Поэт был замечательный, но как-то жаль и без того чахлой растительности, а тут новая проплешина вышла, ради памятника подвырубили деревца.
Другое дело, считаем мы с Кибовским по-разному. Он насчитал на бульварах 10 памятников плюс еще один, Пушкину - на одноименной площади. Выходит - одиннадцать. Я бы добавил к ним еще два закладных камня - на Тверском бульваре и на Покровском, обещающие еще два монумента, но места уже для них монументально застолбили.
Верно и то, что плотность засадки бульваров памятниками в последние годы приобретает угрожающий размах. За пятьдесят лет - четыре памятника, за последние 15 лет – шесть. То есть в следующие семь лет, если следовать той же динамике, могло бы появиться еще восемь.
Хотя смотрится, по-моему, даже забавно: на самом коротком в столице бульваре (на Сретенском) Надежда Константиновна Крупская буквально спина к спине теперь стоит с инженером Шуховым, хотя, как мне кажется, при жизни они вполне мирились друг с другом, одно дело делали.
А с другой стороны, теснее всего сегодня на Страстном бульваре. Три памятника - там. То есть емкость московских бульваров (потенциально, конечно) - это 30 памятников. Две трети еще свободны, а на нескольких бульварах - вообще пустота, не во что уткнуться взгляду.
К тому же (уж если всерьез говорить), по мне так памятник Кунанбаеву, стихов которого я наизусть, честно скажу, не знаю до сих пор, но сильно его уважаю (за то уже, что Пушкина на казахский перевел), в непосредственной близости от Казахского посольства намного лучше, чем невразумительная и до сих пор неопределенного назначения постройка, совершенно разрушившая выход Рождественского бульвара на Трубную, да и просто уничтожившая треть этого и без того коротенького бульвара.

























































































