В Москве насчитали три тысячи незаконно установленных ограждений. Заборы, шлагбаумы и замки появляются в совершенно неожиданных местах – и в центре, и на окраинах. Кому это выгодно? И можно ли бороться против загородок?

"Организация, которая находится в этом здании, незаконно прихватила территорию города Москвы – где-то около 200 квадратных метров", – констатирует советник отдела земельного контроля ЮВАО Москвы Госинспекции по недвижимости Леонид Браматкин.

Когда-то тут была обычная парикмахерская, теперь – агентство недвижимости с иностранным названием. Новым владельцам земли показалось мало, и безо всяких разрешений они отодвинули забор на семь метров и поставили шлагбаум. Таких незаконных ограждений в Москве с начала года насчитали более трёх тысяч. В числе самых крупных – автостоянка на юго-востоке города площадью больше футбольного поля. Каждый день здесь оставляют свои машины около 100 человек. По сути, можно и не платить. Организация имеет на эту землю ровно такое же право, как и любой москвич.

"Взимается плата, арендные платежи не платятся, – продолжает Леонид Браматкин. – Здесь сформировался определённый круг людей, который оставляет здесь свою машину, а посторонний человек не может подъехать. Это земли общего пользования, на которой вы могли бы подъехать и оставить свою машину".

Москва огораживается не только на окраинах. Недоумение вызывают и некоторые вполне законные ограничения в центре. В Монетном дворе, что у Кремля, уже давно не чеканят деньги, но проход к зданию – ныне во владении Исторического музея – строго-настрого запрещён. Как выглядит памятник XVII века – теперь можно узнать только по старым фотографиям. Больше 10 лет национальное достояние – за забором и под замком. Всё, что видно, – только 4 окна.

"Мы не видим примерно 20 окон. Не видим прекрасный первый этаж, потрясающий арочный проход", – замечает координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин.

Здесь когда-то работал первопечатник Иван Фёдоров, потом тут создавали газету "Ведомости", и была первая в России книжная лавка. Но любоваться уникальным строением могут только студенты Российского гуманитарного государственного университета: терем – во дворе РГГУ. Вуз бы рад отпереть замки, но почти треть университетского здания по договору с московской мэрией занимает пивной ресторан. Если ворота распахнуть – к памятнику потянутся не только ценители архитектуры.

"2-3 попытки уже были, – рассказывает проректор РГГУ Андрей Николаев. – Последняя – в июле этого года. Здесь была попытка сделать столики, зонтики, разнос пива, шаурма. Люди, извините, в туалет ходили в соответствующем виде в здание вуза, в исторический памятник".

Через несколько метров – Церковь Успения Богородицы на Чижевском подворье. Кого пускать сюда, а кого нет – решает охрана. Мы сторожам, вероятно, не понравились, и они поспешили запереть арку на замок.

Ещё одна достопримечательность Никольской улицы – Шевдашевское подворье, типично китайгородское. В 70-е годы тут даже снимали кино. Теперь всё скрыто за этими огромными воротами. Попробуем туда проникнуть. Отвечают, что посторонних не пускают.