Новые стандарты школьного образования: что изменилось?

С 1 сентября в российских школах действуют новые стандарты образования и новые санитарные нормы. Как эти изменения отразились на учебном процессе, в интервью "Утру России" рассказала член Общественной палаты РФ Любовь Духанина.

С 1 сентября в российских школах действуют новые стандарты образования и новые санитарные нормы. Как эти изменения отразились на учебном процессе, в интервью "Утру России" рассказала член Общественной палаты РФ Любовь Духанина.

Например, по новым санитарным правилам, продленка может быть организована только в тех школах, где есть спальные места для дневного отдыха детей. И тут же половина групп продленного дня в школах закрылась – далеко не везде есть возможность устроить эти спальные места. Получается, школы оказались не готовы к введению новых правил, а детям теперь негде провести время после уроков.

"Я думаю, что новые требования нужно предъявлять к образовательным учреждениям, которые будут работать в новых условиях: к строящимся, к проектируемым школам. А в тех школах, которые уже 10-20 лет прекрасно функционируют, можно обратиться к руководству, и если детям действительно необходим этот сон, можно попробовать его организовать", – отметила Духанина.

Новые нормы также устанавливают вес портфеля первоклассника: он не должен превышать 1 килограмм. Но, как показывает практика, зачастую портфель школьника весит гораздо больше. По словам Духаниной, у первоклассников сейчас нет необходимости носить все книги каждый день. Учебники можно оставлять в школе, потому что в 1 классе, согласно тем же нормам, отсутствует домашнее задание. Кроме того, сейчас некоторые учебники разбиты на части, и фактически дети в каждой четверти носят с собой четвертую часть книги.

Новые правила предполагают, что каждая школа вправе по своему усмотрению формировать свой учебный план. Если школа хочет сделать упор на изучение точных наук, она может увеличить число часов математики за счет необязательных предметов. Однако назначить саму себя спецшколой с углубленным изучением той же математики школа не может.

"Школа может выразить такое намерение – приобрести статус лицея, гимназии и так далее. Но она должна пройти государственную процедуру аккредитации на иной статус, она должна показать, что у нее кроме желания есть кадровый ресурс, материально-техническая база, которая позволяет иметь профильное обучение", – пояснила Духанина.