"Железная хватка" - новый фильм братьев Коэнов, и этим сказано более-менее все. Сразу ясно, что не случайно именно этот фильм только что открывал 61 Берлинский кинофестиваль, что не зря ему дали 10 номинаций на премию "Оскар", и что смотреть его надо, по возможности, с субтитрами. Удивляет и интригует лишь один факт – то, что "Железная хватка" в Америке стала самым успешным коэновским фильмом: сборы уже за 150 миллионов, а прокат продолжается, и в Европе начался буквально вчера, и тоже принесет немало, сомнений нет. Но и тут удивляться на самом деле нечему. Коэны получали своих "Оскаров" за самые американские фильмы – за "Фарго" и "Старикам тут не место", а "Железная хватка" - еще более американская по духу и форме картина: это экранизация знаменитого романа 1968 года, уже однажды перенесенного на экран, и к тому же вестерн. Немаловажен и состав исполнителей, в который попали любимый всем миром Мэтт Дэймон в роли техасского рейнджера и любимый более ограниченным кругом Джефф Бриджес, обожаемый Коэнами со времен их совместной работы над "Большим Лебовским".
Однако главное внимание по справедливости должно отходить не двум величественным и суровым мужчинам, а пятнадцатилетней девочке, актрисе-дебютантке Хейли Стэнйфилд, тоже получившей за эту работу "оскаровскую" номинацию – стопроцентно заслуженную. Она играет Мэтти Росс – девочку-подростка из провинции, которая решает отомстить за отца, убитого мерзавцем, и нанимает федерального маршала – то бишь, сыщика – для поиска преступника на заповедных индейских территориях. Ее путешествие с двумя попутчиками – одноглазым, пьющим и ворчливым маршалом, которого играет Бриджес, и щеголеватым неуступчивым рейнджером – Дэймоном – и составляет суть этого завораживающего роад-муви, которое американские рецензенты уже сравнили и с "Волшебником страны Оз", и с "Приключениями Гекльберри Финна".
Если чем Коэны и могут удивить по-настоящему, так это своей способностью удивлять – то есть, избегать самоповторов и клише. Например, в "Железной хватке" практически нет знаменитой коэновской холодной иронии, так заметной в их предыдущих опусах – "После прочтения сжечь" и "Серьезном человеке". Новая картина братьев – обстоятельный и в высшей степени серьезный, хоть иногда и очень забавный, кинороман взросления, суровый и нежный одновременно. По сути, это история о человеке, который движется навстречу собственной судьбе, не страшась ни смерти, ни боли, ни опасностей. То есть, история о достижении цели – и потому традиционная по форме картина так приковывает и держит внимание, достигая неслыханных катарсических высот в неожиданном финале. Пожалуй, один из коэновских шедевров. Жаль, что вряд ли "Оскар", награждавший братьев сравнительно недавно, это отметит. Хотя не нужен Коэнам "Оскар", когда у них есть главное – такой талант и такая ясность взгляда на этот ужасный и прекрасный мир.
"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"