Заявки на участие в конкурсе "Директор школы-2010" подали около 700 человек почти из всех регионов России. Экспертиза материалов уже началась, и 1 октября будут объявлены имена участников второго этапа. Председатель жюри конкурса, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании АПКиППРО, главный редактор журнала "Директор школы" Константин Ушаков поделился первыми впечатлениями от конкурсных работ и высказал своё мнение по насущным проблемам школьного образования.
- Какие достижения описывают в своих работах директора?
- Конкурсные материалы отражают целый спектр вопросов и задач, стоящих сегодня перед руководителями образовательных учреждений. Это и модернизация учебного процесса, и перестройка школьных зданий, и кадровые решения, и вопросы повышения квалификации учителей, и сетевое взаимодействие школ. Кроме того, многие директора сельских школ рассказывают об опыте возрождения социокультурных центров на базе школ, укрепляющих положение самих сел. Есть работы, в которых подняты вопросы нравственного и военно-патриотического воспитания детей, не обошли стороной и тему духовного воспитания ребят. Многие работы достойны того, чтобы их прочитало как можно больше людей. И хотя победителем может быть только один, мы обязательно предложим авторам самых интересных управленческих решений поделиться опытом со своими коллегами на страницах наших журналов.
- Активно обсуждаемый в профессиональных и общественных кругах эксперимент по преподаванию в школах предмета "Основы религиозной культуры и этики" имеет как противников, так и сторонников. Ваше мнение?
- Мы имеем сегодня крайне стратифицированное общество, и этот предмет начинает вносить дополнительную стратификацию (разделение) внутри еще и детского сообщества. В частности, разделение по конфессиональным направлениям. Мне не кажется это правильным. Что касается этики, то, наверное, это предмет полезный, но его эффективность вызывает у меня сомнения. Потому что этика, во всяком случае, на школьном уровне, это предмет глубоко контекстный. Основы этики воспринимаются ребенком не столько в результате некоторого "накачивания" теоретическими знаниями, сколько в результате наблюдения за поведением взрослых. У этого предмета должны быть естественные носители. Этика – это элемент "скрытого" учебного плана. Вот этого нам нужно добиваться. Ведь хорошо известно, что есть обычный учебный план, который документально зафиксирован, а есть "скрытый", который усваивается, гораздо эффективнее основного, просто потому, что передается на подсознательном уровне. Дети, наблюдая за поведением взрослых, усваивают модели их поведения. В этом отношении выносить этику как отдельный предмет не кажется мне сильно эффективным, она должна быть элементом "скрытого" учебного плана. А вот в какой степени этот план обеспечит носитель – это вопрос.
- Одной из проблем современного общества являются "нечитающие"дети. Компьютер сегодня фактически заменяет ребенку любую книгу: от развлекательной до познавательной, и понятно, что замена эта неравнозначна. Может ли, по-вашему, эту проблему решить школа, и каким образом?
- На мой взгляд, школа эту проблему решить не может. Сегодня школы за достаточно короткий срок наводнили компьютеры. Это стало привычной частью жизни. А от чтения в традиционном понимании детей отучает компьютер, который стоит у ребенка дома. Это касается не всех, но в больших городах такая проблема есть, потому что компьютер и скоростной Интернет - вещь очень распространенная и вполне обычная в большом городе. Школа не всесильна, и на эту группу детей, для которой компьютер стал элементом домашней обстановки, повлиять не может никак. Но должен заметить, что я не встречал ни одного научного исследования, которое изучало реальные последствия компьютеризации в данном контексте. Кощунственную вещь скажу, но, тем не менее: плохо ли, что дети перестают читать с бумажного носителя и переходят на электронный? На первый взгляд кажется, что никакой существенной разницы нет. Но наше беспокойство на самом деле связано с тем, что, когда ребенок берет читать книгу, мы можем контролировать, что именно он читает, но когда ребенок "уходит" в компьютер, этот контроль теряется. Есть гипотеза относительно того, что ребенок делает в Интернете, есть некоторые, непонятно на чем основанные опасения, но статистики как таковой нет. Да, нас тревожит, что они попадают на какие-то очень специфические сайты, но как много детей там находится, мы не понимаем. Также непонятно, какую компетенцию приобретает ребенок, который обустроился в Интернете и постоянно там находится. Вот эту компьютерную компетентность, которую ребенок приобретает, мы мерить не умеем. Он чему-то там учится, он осваивает новую технологию, но никаких показателей, которые мы могли бы оценивать, нет. Ровно так же нет и исследований, как компьютер влияет на учебные достижения. Гипотетически мы предполагали, что компьютер, как источник информации, будет способствовать развитию ребенка, что повлечет за собой, например, улучшение учебных достижений. Но я таких данных не видел нигде. Совершенно точно зафиксированная позитивная характеристика компьютера в школе – это возросшее разнообразие труда педагога. Это очень важный момент для развития любого человека. К тому же осознание учителем того, что он работает с новыми современными технологиями, повышает уровень самооценки, и это хорошо, но как это влияет на учебные достижения, мы опять-таки не понимаем.