"Специальный репортаж": Забота полного цикла

Читать Вести в MAX
Григорий Кармазановский, заведующий отделением Института хирургии им. А.В.Вишневского, готов рассказывать бесконечно, как работает техника для диагностики сердечнососудистых заболеваний. Компьютерный томограф. Одна из последних моделей, которая и на Западе только недавно появилась, уже в России.

Григорий Кармазановский, заведующий отделением лучевой диагностики Института хирургии им. А.В.Вишневского, готов рассказывать бесконечно, как работает сложная техника для диагностики сердечнососудистых заболеваний. Компьютерный томограф. Одна из последних моделей, которая и на Западе только недавно появилась, уже в России.

"В конце 2008 года мы получили этот аппарат – 256-срезовый томограф, и очень важно, что в этот год в мире было выпущено 50 таких машин, и наш аппарат имеет серийный номер 32. Это очень важный момент, поскольку раньше в Россию поступала аппаратура, которая была уже не сбываемой на западном медицинском рынке", – рассказал Григорий Кармазановский.

Аппарат № 32 спас не одну сотню жизней, предупредил вовремя об опасности, максимально безопасным путем.

"Нередко приходится начинать операции у больного с заболеваниями сердца с операции на сонных сосудах. Причем если раньше для того, чтобы определиться в поражении сонных сосудов, нужно было использовать ангиографию, потом перешли на употребление доплерографии, то теперь в этом отношении очень много определяется применением компьютерной томографии на современных аппаратах", – сказал директор Института хирургии им. А.В.Вишневского Владимир Федоров.

Раннюю диагностику медики считают страховкой от проблем с сердцем в будущем. Предупредить болезнь легче, чем вылечить. Говорят, если не прийти самому на обследование, потом и привезти могут.

Галина Петровна попала в институт имени Склифосовского после сердечного приступа. Острая боль. Вызвала "скорую", как везли, помнит плохо. Скучает по дому, там ее ждут дети и три собаки. Уже в институте Галине Петровне объяснили – знаменитый "Склиф" берет "по скорой" в основном лишь "тяжелых" больных. Исследования подтвердили – пациент попал "по адресу". Серьезное заболевание сердца и слабые сосуды, которым непросто выдержать хирургическое вмешательство.

Возможно, уже через несколько дней Галине Петровне сделают операцию. Это сложная операция – шунтирование. Она еще не решила, есть ли смысл. Ясно только одно, если бы раньше пройти обследование, если раньше задуматься об этом, до операции дело бы точно не дошло.
Новосибирск. Валентина Степановна на здоровье особо не жалуется, но все же пришла на "скрининг", проверится. Слово такое западное. Врачи вежливые как в сериалах. Давление померили бесплатно, сердечный ритм – все на компьютере. Объяснили – акция "Здоровые сердца". В Новосибирске и еще 23 российских городах.

"Мы будем проводить такие массовые обследования – дать населению возможность измерить свои некоторые факторы риска и определить, насколько у них повышен риск и что надо делать для того, чтобы этот риск снизить", – говорит президент Всероссийского научного общества кардиологов Рафаэль Оганов.

На семинаре в поддержку проекта врачи говорили, что в зоне риска 14% новосибирцев до 40 лет. "Посчитали" лишь тех, кто обратился к доктору.
Беспечные больные – не единственная проблема, хуже необученные доктора. Чтобы освоить сложную новую аппаратуру, которая в последние годы начала поступать в больницы, нужны новые навыки. В школах проекта "Здоровые сердца" обучили пока только почти 3 тысячи медиков.

"Сегодня на обследование тратится большее количество средств, чем на лечение и на реабилитацию, и это обследование приводит к тому, что получается огромное количество красивых картинок, и затем врачи не всегда знают, что делать с этими картинками, полученными на суперсовременных дорогих приборах", – сказал старший научный сотрудник отделения Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Симон Мацкеплишвили.

И все-таки суперсовременных и дорогих компьютерных томографов в России пока слишком мало. В Америке, например, на миллион человек 34 компьютерных томографа, в Италии – 30, в Германии – 16, в России – всего 9.

"У нас на сегодняшний день, если я не ошибаюсь, 3% от ВВП выделяется на здравоохранение. Ну, максимально, если я не ошибаюсь, это в Соединенных Штатах, где выделяется до 15%", – сравнил директор отдела систем медицинской визуализации "Philips здравоохранение" Алексей Корначев.
Даже по расстоянию перевезти какое-нибудь изделие из Голландии во Францию или Германию – это совершенно несопоставимо по сравнению с тем, чтобы перевезти, скажем, из Москвы во Владивосток.

Стерильная чистота, приглушенный больничный свет. По коридорам Института имени Склифосовского вместе с доктором Гиляревским возвращаемся в палату Галины Петровны. Перед тем, как зайти к больной, остановка, посмотреть, как бьется ее сердце.

"Судьба больного определяется как раз временем между развитием приступа и выполнением этого вмешательства, когда открывают сосуд, достигают его проходимости. И оказывается, что каждый час промедления обусловливает увеличение смертности на 10%, – сообщил руководитель отделения неотложной кардиологии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Сергей Гиляревский. – Есть еще такое понятие, как "золотой час" – если восстанавливается кровоток в течение часа, то это сопровождается наилучшими результатами".

"Золотой час" Галине Петровне подарила скорая помощь. Повезло, доехали без пробок. Но если время на исходе, состояние критическое, а до больницы далеко? Врачи предлагают в общественных местах поставить дефибрилляторы.

"Мы непрерывно инициировали эту идею, но вопрос состоит в том, что, непонятно, видимо, так скажем, представление об этой угрозе, о 250 тысячах людей, которые умирают ежегодно, оно еще не проникло в наше сознание", – говорит директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева Лео Бокерия.

Бизнес готов поделиться своими идеями. В компании с мировым именем России обещают "заботу полного цикла" – в переводе с английского. Диагностика больного – сначала дома, потом в "скорой", откуда сигнал со всеми данными придет в больницу. И даже когда выпишут, продолжат наблюдение на специальной аппаратуре.

"Мы имеем на руках все технические средства, которые возможно было бы применить на каждом из этих этапов, дальнейшая задача будет, видимо, каким образом интегрировать те технические решения, которые у нас есть, в нашу систему здравоохранения, реально существующую на сегодняшний день", – сказал директор отдела систем медицинской визуализации "Philips здравоохранение" Алексей Корначев.

"Интегрировать решения" в российское здравоохранение коммерсанты пока не спешат. Сейчас готовится один пилотный проект – для начала в одном регионе. Надеются на государственную поддержку. Все таки "забота полного цикла" – удовольствие не дешевое.