Тема:

Катастрофа Ан-148 13 лет назад

Олег Смирнов: лётчики-испытатели ходят по краю бритвы

Разбившийся в Белгородской области АН-148 нарабатывал часы. Стали известны некоторые подробности авиакатастрофы. Самолет упал на садовый участок частного дома в 165 км от Белгорода. Эту трагедию "Вести ФМ" обсудили с президентом Фонда содействия развитию гражданской авиации Олегом Смирновым.

Разбившийся в Белгородской области АН-148 нарабатывал часы. Стали известны некоторые подробности этой авиакатастрофы. Самолет упал на садовый участок частного дома в 165 километрах от Белгорода. На земле жертв и разрушений нет, заявили представители областного МЧС. Известно, что самолет загорелся при ударе о землю и все 6 человек, которые были на борту, в том числе 2 иностранных летчика, представители Мьянмы, погибли. В Росавиации подчеркнули, что самолет относился к экспериментальной авиации, принадлежал Воронежскому авиапредприятию. Это был испытательный полет, к какой-либо авиакомпании лайнер не принадлежал, сказал представитель ведомства. Эту трагедию "Вести ФМ" обсудили с авиационным экспертом, президентом Фонда содействия развитию гражданской авиации Олегом Смирновым.

"Вести ФМ": Олег Михайлович, здравствуйте!

Смирнов: Здравствуйте!

"Вести ФМ": Да, вопросов, конечно, много, но давайте начнем с самого самолета - что это за лайнер, его качества, тип, класс. Известно, что АН-148, несмотря на то, что его сегодняшний полет был экспериментальным, уже эксплуатируется?

Смирнов: Да, это самолет совместного российско-украинского производства. При этом это самолет, который вселил какие-то надежды на возрождения нашего авиапрома, несмотря на то, что он производится совместно с украинскими авиастроителями. Это единственный самолет, который сейчас реально выходит на позиции региональных перевозок.

"Вести ФМ": Сегодняшний инцидент не похоронил ли эти надежды?

Смирнов: Я думаю, что нет, поскольку это сугубо испытательный полет, а целью испытательного полета иногда бывают экстремальные цели – самолет выводится на экстремальный режим, на крайние режимы. А почему пришла катастрофа – это все будет узнано после расшифровки самописцев, так называемых черных ящиков. Но это испытательный полет. И там, конечно, ходят по краю бритвы летчики-испытатели и те, кто программирует эти полеты. И это правильно, потому что они испытывают режимы, до которых нельзя доходить в процессе эксплуатации этого самолета при полете с пассажирами.

"Вести ФМ": Присутствие иностранных летчиков на бору наводит на разные мысли. Первая, которую уже высказали СМИ, что самолет готовили к продаже. Именно в Мьянму. И вторая версия, которая возникает, могли ли эти летчики находиться за рулем?

Смирнов: Я думаю, что нет, потому что испытательный полет имеет четкую программу. И эту программу выполняют только подготовленные экипажи в лице командира корабля и второго пилота. Я думаю, что вряд ли там за штурвалом кто-то может сидеть из неподготовленных. А если иностранные члены экипажа подготовлены, переучены, натренированы на этот самолет, то почему бы и нет?

Интервью с Олегом Смирновым слушайте в аудиофайле.