Донецкий шахтер побил первый рекорд ударника социалистического труда Алексея Стаханова. 170 тонн угля за одну смену добыл горняк Сергей Шемук, перевыполнив норму на 2023%. При нем были отбойный молоток и два товарища. За трудовой порыв шахтер получил 2000 рублей и почетную грамоту.

Донецкий шахтер побил первый рекорд ударника социалистического труда Алексея Стаханова. 170 тонн угля за одну смену добыл горняк Сергей Шемук, перевыполнив норму на 2023%. При нем были отбойный молоток и два товарища. За трудовой порыв шахтер получил 2000 рублей и почетную грамоту.

В лицо своего нового героя Донбасс узнал не сразу. Многочасовая смена под землей редко идет на пользу фотосессии, если бы не улыбка.

В глазах коллег и благодарного начальства потомственный шахтер со своими процентами выработки – герой. С точки зрения отдела кадров – пенсионер. Поэтому рекорд сразу идет в личный и в командный зачет. Сергею Шемуку, как и Алексею Стаханову, помогали. Теперь помощники решают, а не назваться ли шемукинцами по славной аналогии?

"Мне всегда хочется рубать как Стаханов. Но хочется и лучше! И Стаханова надо подвинуть, и установить новые рекорды", – говорит, улыбаясь, Сергей Шемук.

По меркам стахановцев нынешний рекорд даже скромный. 170 тонн Шемука перекрыли, конечно, 102 тонны Стаханова, но Стаханов и сам потом не раз переписывал свое достижение.

За головокружительным взлетом Алексей Стаханов спустился под землю в городке Кадиевка. В шахтера верили, трудового подвига ждали. Его новый метод разделения труда забойщика и крепильщика сотворил всесоюзное чудо. Газета "Правда" откликнулась передовицей. Советские киножурналы рассказ о герое перевели даже на французский язык.

Стахановское движение в те годы будет расти на глазах его основателя. На простого деревенского парня выливается поток благ, о которых тогда и мечтать было неудобно. Московская квартира, крымские прогулки и большая зарплата.

Его современному последователю золотых гор не обещают. В награду за рекорд Шемук получит премию 600 гривен (около 2000 рублей) и почетную грамоту от администрации. И это при похожих со Стахановым условиях труда.

"Современную технику мы не можем применить, – говорит Анатолий Аксёнов, директор шахты "Новодзержинская". – Молоток остался ведущим инструментом, ему нужно две рабочих руки".

В советское время сверхнормативы избранных иногда заканчивались повышенной нагрузкой для всех остальных. После праздничных рекордов коллективам спускали запредельные планы.

Вот и на "Новодзержинской" те, кто постарше, стали было роптать – как бы не повторилось. Но в руководстве успокоили: трудовые рекорды в наше дни – дело хоть и общественно значимое, но сугубо добровольное.

Из шахтерских сверхрекордов непобитым до сих пор остается достижение забойщика Никиты Изотова. Фантастические 607 тонн за смену – целый состав! Решатся ли замахнуться на него шемукинцы или это будет кто-то другой? Угля в Донбассе, по оценкам, хватит еще на 400 лет. Времени и пространства для рекордов предостаточно.