Тема:

Реформа системы образования 11 месяцев назад

Константин Ушаков: директор школы - ключевая фигура в образовании

Константин Ушаков: директор школы - ключевая фигура в образовании
Второй год в Рооссии проводится Всероссийского конкурса "Директор школы – 2011". Председатель жюри Константин Ушаков напоминает, что приём материалов на официальном сайте конкурса завершится 15 апреля. По его мнению, фигура директора школы сегодня является ключевой в образовании.

Близится к завершению прием заявок на участие во Всероссийском конкурсе для руководителей учебных заведений "Директор школы – 2011", который проводится с февраля по ноябрь 2011 года. Уже 15 апреля на официальном сайте конкурса завершится прием материалов.

Конкурс является одним из самых крупных мероприятий в сфере российского образования и сконцентрирован на вопросах антикризисного управления школами. За месяц до окончания приема заявок председатель жюри конкурса, главный редактор журнала "Директор школы" Константин Ушаков, рассказал об актуальности проблематики конкурса, о критериях выбора победителей, а также высказал своё мнение по горячо обсуждаемой в обществе реформе образования и роли директора в ней.

- Конкурс "Директор школы" проводится во второй раз и, несмотря на свой небольшой "возраст", он уже успел стать одним из самых интересных и социально значимых мероприятий. В чем его актуальность для российского образования? Какие цели ставит конкурс?

- Качество среднего образования, о котором сегодня так много разговоров, определяется качеством организации — тем, как ведут себя взрослые (педагоги), как они взаимодействуют или не взаимодействуют, что они считают важным, а что нет, какие мотивы ими движут, что они считают хорошо сделанной работой, а что нет... Вот это "качество" организации почти целиком зависит от позиции, системы взглядов и действий первого лица организации — директора. Эта фигура сегодня представляется нам ключевой.

Конкурс ставит своей задачей выделить и поддержать тех руководителей, которые видят и успешно решают критически важные для их школы проблемы. Под критически важной проблемой мы понимаем ту, без решения которой, по мнению руководителя, дальнейшее развитие школы невозможно, то есть существовать можно, а меняться, развиваться нельзя. Причем масштаб этой проблемы может быть любой, это совершенно не обязательно глобальные проблемы.

Руководители школ сегодня работают в условиях ограниченности ресурсов — как материальных, так и кадровых (как в количественном, так и в качественном отношении), а если говорить жестче — то в условиях кризиса системы образования. Этот кризис выражается в том, что старые ресурсы, на основании которых система развивалась ранее — высокая централизация управления, профессионализм и энтузиазм когорты преподавателей, которые были подготовлены еще в СССР, исчерпаны, и нужно искать новые. Какие ресурсы развития найдет сегодня директор, что он посчитает ключевой проблемой своей организации? Собственно, именно это нас и интересует. Мы абсолютно убеждены, что имеется достаточно большое количество руководителей школ, которые берут на себя смелость считать, что они в состоянии решать эти проблемы, и успешно это делают. Это в чем-то отчаянные, но не отчаявшиеся люди. Именно их нам очень хотелось бы поддержать этим конкурсом.

- Каковы условия участия в конкурсе "Директор школы — 2011" и отличаются ли они от условий в прошлом году? Должны ли директора участвовать в региональных этапах, или подать заявку может любой руководитель школы, без "протекции" региональных органов образования?

- Мы решили не менять прошлогоднего формата и сохранили прежние условия. Участие в региональных этапах совсем не обязательно! Заявки и работы могут посылаться нам напрямую. Причем, заявку на конкурс могут подавать все, кроме тех, кого мы в прошлом году приглашали в Москву.

- О чем участник конкурса должен написать в своем эссе, какое достижение руководителя школы будет считаться значимым? Одинаковы ли шансы на успех на конкурсе у руководителей сельских и городских школ, ведь у их школ неравные материальные возможности?

- Участник должен написать о том, что он считает важным. Жанр эссе подразумевает достаточно свободное изложение с обязательным наличием собственной позиции. Что серьезно и значимо — определяет он сам. Важно определить эту проблему, описать способы ее решения, включая те неизбежные трудности, которые встретились по пути, результаты (в том числе, и неожиданные).

Что касается городских и сельских школ, то при такой постановке вопроса у всех равные шансы, это ведь не конкурс ресурсов, а конкурс управленческих квалификаций. Результаты конкурса прошлого года показали, что шансы у всех примерно равны, причем я бы отметил, что директора сельских школ чаще видят проблемы значительно ярче.

- Что вы можете сказать о сложившемся сейчас в обществе имидже педагога и директора школы? Как повысить их социальный статус и делает ли что-то конкурс в этом направлении?

- Он не сложился, он складывается. Старый образ частично разрушен, а новый возникает сейчас. Поскольку образ — это продукт общественного сознания, то один из путей его формирования — это публичность. Собственно, конкурс нацелен именно на это. Что касается статуса учителя, то наиболее очевидный способ его поднять — это ограничить доступ к этой профессии. Диплом учителя не должен быть самым легкодоступным.

- Что можно уже рассказать о нынешних конкурсантах и их школах?

- На сегодняшний день заявки подали директора более чем из 45 регионов России. Среди конкурсантов этого года есть как руководители огромных школ (например, с количеством учащихся 1200 человек, где в школе имеется 567(!) компьютеров, два футбольных поля, бассейн, теннисный корт), так и совсем маленьких (пока самая малая — из Республики Коми, на 28 учеников).

Также у нас есть директора из "школ-старожилов": Тверская область (175 лет), Кемеровская область (174 года), г. Азов — 139 лет. А школа из Калужской области, например, основана в год отмены крепостного права, ей 150 лет.

Самый большой стаж в должности "директора" у руководителя прогимназии из Владикавказа — 32 года (из них 26 в этой прогимназии). В прогимназии 8(!) экспериментальных площадок. А, например, в школе участника из Бурятии есть школьное лесничество, развитое самоуправление со школьным Президентом, Советом министров и проч. Кроме этого, среди участников — директор Православной гимназии, кандидат богословия, который увлекается историей, тайм-менеджментом и ИКТ-компетентностью. Есть директор школы при колонии для несовершеннолетних. Активнее, чем в прошлом году, заявляют о своем участии директора школ-интернатов, видимо, вдохновленные примером призера прошлого года Мухаева Михаила Петровича.

- Какие преимущества и возможности дает руководителям участие в конкурсе "Директор школы — 2011"?

Преимущество – подтверждение профессионализма участника. Победители и лауреаты конкурса получили в свое распоряжение новый ресурс общественного признания, что, при некотором умении, можно конвертировать в более реальные вещи. Некоторые участники прошлого конкурса сумели это сделать.

- Сейчас российское образование переживает серьезные реформы, вводятся новые образовательные стандарты, которые вызывают в обществе неоднозначные оценки. Какие новые требования в связи с этим выдвигаются к руководителям школ? Каким должен быть современный директор?

- Я бы сказал, что реформы идут, конечно серьезные... Но это реформы институциональные, т.е. реформируется система финансирования, управления. Реформы, которые были бы направлены на изменение собственно преподавания, того, что происходит на уроке, не было, они еще не начинались, а ведь это наиболее сложная часть, потому, что связана с изменением профессионального сознания огромного количества работающих в системе педагогов. Отсюда и роль директора...

Что касается стандартов, то хотелось бы, чтобы они были более реалистичны, иначе мы просто получим имитацию активности. Стандарты должны отвечать не только на вопрос "что", но и на вопрос "как" (ответ на последний вопрос в них начисто отсутствует). В том виде, в котором они сегодня предъявлены, это концепция развития системы, причем концепция радикальная. Собственно, поэтому она вызывает такую острую реакцию. Правда для концепции там не хватает анализа рисков, чем с успехом занимается сегодня общественность.

- Как Вы считаете, нуждается ли сейчас средняя школа в кардинальных реформах?

- Ответ находится вне системы образования. Все зависит от того, чего мы собственно хотим... Если мы хотим построения индустриального, военизированного общества, то реформы должны лежать в плоскости реставрации советской системы образования, она наиболее адекватна этим задачам. Если мы хотим движения в постиндустриальном направлении, в сторону "экономики знаний" и прочего, то это совершенно иные действия.