Тема:

Катастрофа Як-42: расследование 7 месяцев назад

МАК: Як-42 под Ярославлем погубила ошибка пилотов

Механизм ярославской трагедии был запущен, возможно, еще когда пилота Игоря Жевелова допустили к полетам на Як-42
Столкновение самолета Як-42 с мачтой маяка в аэропорту Ярославля на исход полета уже никак не повлияло. К такому печальному выводу пришла комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Ярославский "Локомотив" сгубила ошибка пилотов.

Столкновение самолета Як-42 с мачтой маяка в аэропорту Ярославля на исход полета уже никак не повлияло. К такому печальному выводу пришла комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Отвечая на вопрос, удалось бы избежать трагедии, если бы Як-42 не столкнулся с мачтой, принимавший участие в расследовании катастрофы летчик-испытатель Василий Севастьянов отметил, что столкновение уже не имело решающего значения для трагического полета разбившегося под Ярославлем самолета с хоккейной командой "Локомотив". "Разрушения были получены вследствие выхода самолета на закритический угол атаки и он упал на левое крыло. Все было определено до столкновения лайнера с антенной курсового радиомаяка", – цитирует ИТАР-ТАСС слова авиационного эксперта.

Самолет перед взлетом с аэродрома был полностью исправлен. "Установлено, что Як-42 был исправен, отказов в работе самолета и двигателей не выявлено. Пожаров или взрывов до столкновения с землей также не было", – сообщил глава Техкомиссии МАК Алексей Морозов.

Ярославский "Локомотив" сгубила ошибка пилотов

По заключению технической комиссии, причиной трагедии стала ошибка экипажа, выразившаяся в неправильном положении ног на педалях в процессе взлета, что создало тормозную силу и привело к сваливанию самолета и его столкновению с землей.

"Непосредственной причиной катастрофы самолета Як-42 явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса и неправильном положении ног на педалях в процессе взлета, то есть ноги на тормозных площадках, – отметил председатель Технической комиссии МАК Алексей Морозов. – Это привело к созданию тормозной силы на колесах основных стоек шасси, дополнительному пикирующему моменту, невозможности своевременного создания взлетного угла тангажа, выкатывание за пределы ВПП на большой скорости с фактическим отклонением руля высоты на кабрирование, которое в два раза превышало потребное при штатном выполнении взлета, что после отрыва самолета от земли на удалении около 450 метров за выходным торцом ВПП привело к выходу на закритические углы атаки с большой угловой скоростью тангажа, сваливанию на малой высоте, столкновению воздушного судна с землей, его разрушению, пожару и гибели людей. Все было определено до столкновения лайнера с антенной курсового радиомаяка".

Пилот пытался поднять самолет в воздух, опираясь на педаль тормоза

При этом Морозов рассказал, что невозможно установить, кто из летчиков – командир экипажа или второй пилот – нажимали на тормоз.

В крови пилота обнаружен запрещенный препарат

В крови второго пилота во время судебно-медицинских исследований был обнаружен психоактивный лекарственный препарат – фенобарбитал. Он оказывает тормозящее действие на центральную нервную систему. Российское авиационное законодательство запрещает управлять воздушными судами под воздействием данного препарата. Также пилотирование запрещено при наличии полинейропатического синдрома. Это заболевание было выявлено у второго пилота.

Представители МАК отметили, что часть ответственности лежит на руководстве авиакомпании "Як Сервис". В частности, руководство компании устранилось от профессиональной подготовки экипажей: отсутствовала тренажерная подготовка экипажей. Имели место фальсификация и отсутствие летных документов, подчеркнул представитель МАК.

Як-42 могло спасти только прекращение разбега

Переучивание членов экипажа на самолет Як-42 было выполнено не в полном объеме, проходило длительное время с большими перерывами и постоянном выполнении полетов на другом, отличающимся типе воздушного судна – Як-40.Это привело к негативному переносу навыков в управлении самолетом на взлете, выразившемся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега.

Представители МАК также отметили ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке или расчете параметров взлета, а также в процессе разбега, а также несогласованные и нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега самолета.

"Своевременная оценка ситуации экипажем и принятие решения о прекращении взлета вместо установки взлетного режима двигателей на примерно тысячу метров до выходного торца ВПП на скорости, большей скорости принятия решения, позволило бы предотвратить катастрофу", – заключил Алексей Морозов.

В расследовании МАК принимали участие представители Белоруссии, Латвии, Чехии, Канады, Германии, граждане которых погибли в катастрофе, а также независимые эксперты, летные специалисты России и Украины, ЛИИ имени Громова, НИИ гражданской авиации, предприятия "Иркут" и ОКБ имени Яковлева.

Следствие учтет выводы МАК

Следствие по делу о крушении самолета Як-42 под Ярославлем с командой ярославского "Локомотива" учтет выводы Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах трагедии, но окончательные выводы о чей-либо виновности или невиновности будут сделаны с учетом всех материалов следствия, отметил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.

Он отметил большой объем работы, проделанный при расследовании авиакатастрофы: назначены и проведены более 50 различных экспертиз, допрошены более 200 свидетелей и должностных лиц различного уровня, признаны потерпевшими 45 человек.

За катастрофой Як-42 в аэропорту Туношна последуют оргвыводы

По итогам расследования обстоятельств катастрофы Як-42 в аэропорту "Туношна", разработаны оперативные рекомендации для безопасности полетов авиационных властей России, АКБ имени Яковлева, Объединенной авиастроительной корпорации, аэропорта Ярославль, а также для федеральных органов исполнительной власти.

Председатель МАК Татьяна Анодина считает, что необходимо "в кратчайшие сроки перейти к международным нормам по всем направлениям гражданской авиации и принять на государственном уровне международный стандарт". "Требования к обеспечению безопасности полетов должны быть одинаковы ко всем авиакомпаниям независимо от объема и вида выполняемых работ – международные и внутренние авиарейсы, постоянные или чартерные, – поясняет Анодина. – Необходимо на всех уровнях запретить считать нарушениями прерванный взлет и уход на второй круг. Для экипажа главным должно быть обеспечение безопасности. Эти меры (прерванный взлет и уход на второй круг) должны применяться как во всем мире".

Катастрофа самолета Як-42, направлявшегося в Минск, произошла 7 сентября 2011 года под Ярославлем. В ней погибла одна из лучших российских хоккейных команд "Локомотив". Лайнер на взлетно-посадочной полосе не смог набрать необходимую скорость и выехал за ее пределы. Он оторвался от земли, лишь проехав 400 метров по грунту. Затем самолет столкнулся с мачтой радиомаяка, сильно накренился влево и упал с высоты 5-6 метров. На борту самолета находились 45 человек, 44 из них погибли. В авиакатастрофе выжил лишь бортинженер Александр Сизов.

26 сентября Росавиация аннулировала лицензии – сертификаты эксплуатанта – у авиакомпании "Як Сервис", которой принадлежал разбившийся самолет.