Тема:

Мост на Ленинградке 13 лет назад

Подготовка к битвам. Реплика Максима Соколова

6 июля Мосгордума провела заседание комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике. Предметом обсуждения была ситуация, сложившаяся в связи с проведением ремонтных работ на Ленинградском шоссе.

6 июля Мосгордума провела заседание комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике. Предметом обсуждения была ситуация, сложившаяся в связи с проведением ремонтных работ на Ленинградском шоссе.

Строго рассуждая, заседание было бы уместнее провести еще где-нибудь 28 июня, когда ситуация была в самом разгаре и когда блокада Шереметьева была главной московской новостью. Это же не федеральный парламент, депутаты которого могут быть в дальних округах - здесь все местные, все под боком. Но лучше поздно, чем никогда.

В ходе итогового обсуждения председатель Мосгордумы Владимир Платонов заявил: "Мы в очередной раз выяснили, что проиграли информационную битву. Нужно было подключать не Интернет, где о нас пишут то, что думают, а радио и телевидение".

С тем, что вся эта история с блокадой шоссе никак не способствовала большей популярности московской власти - очевидно, именно это имел в виду Платонов, когда говорил о проигранной битве - с этим можно согласиться. Другой вопрос - могло ли правительство Москвы вообще ее выиграть.

Действительно, среди пиарщиков и политтехнологов распространено убеждение, что PR первичен, а материальный мир вторичен. По крайней мере, в этом они убеждают своих заказчиков. Разумеется, агитация и пропаганда способна влиять - и даже сильно - на умы, но сила этого влияния не беспредельна. Например, человек, опоздавший на самолет или просто отстоявший в пробке четыре часа при температуре плюс 30 градусов, будет настолько раздражен и даже озлоблен этой объективной реальностью, что даже самые искусные информационные бойцы не возбудят в нем любви к тому, кто эту дорогу внезапно перекрыл. Пиар бывает силен, но он не всесилен.

Идея о том, что правительству Москвы надо было подключать не Интернет, а радио и телевидение тем более странна, что в самый острый период блокады московское правительство вообще ничего не подключало. До соответствующих пресс-служб было не достучаться, выпущенные затем к публике второстепенные чиновники выступали в жанре "Иван кивает на Петра". Разруливанием ситуации был принужден заниматься председатель правительства РФ, а московское правительство делало вид, что оно вообще ни при чем, и что вообще ничего не происходит. Если это способ выигрывать информационные битвы, то довольно оригинальный.

При столь оригинальном способе совсем неясны претензии столичных властей к Интернету. Жалоба Владимира Платонова на то, что в Интернете "о нас пишут то, что думают", с одной стороны, звучит вполне искренне, с другой - чрезмерно простодушно. В Интернете действительно не стесняются в выражениях, но бесцензурные отзывы позволяют лучше понять образ мыслей публики, и такое понимание в любом случае полезно.

Что же до замысла задействовать радио и ТВ и всех победить в информационной битве, то это, скорее всего, иллюзия. Если человек стоит под солнцепеком в пробке и слушает по радио рассказы про мудрость московского правительства, результат может быть совсем не тот, на который рассчитывали. Это не говоря о том, что радиостанций сейчас довольно много, да и телеканалов тоже. Построить их всех таким образом, чтобы о происходящем в Москве и области они сообщали исключительно оптимистические новости - задача довольно трудная, а главное - находящаяся вне компетенции и Мосгордумы, и правительства Москвы.

Так что разбор полетов из аэропорта Шереметьево был произведен по старинному принципу: "Они ничего не забыли и ничему не научились".