Вести.net: войны за легальный контент в Рунете

Согласно информации МВД, в прошлом году ущерб от нарушения авторских прав составил 1,84 миллиарда рублей. И цифра занижена. В России проблемы пиратства столкнули правообладателей и интернет-ресурсы. Но постепенно приходит понимание, что решение не в запретах, а в доступе, к легальному, продукту.

Согласно информации МВД, в прошлом году ущерб от нарушения авторских прав составил 1,84 миллиарда рублей. Очевидно, что эта цифра сильно занижена. Ведь по данным Ассоциации кино- и телепродюсеров, объем только пиратского рынка видео оценивается в 6 миллиардов рублей, основная часть из которых пришлась именно на распространение нелегальных копий через Интернет. А ведь скачивают в Сети не только фильмы, но и программное обеспечение, а так же музыку и книги.

Озвученные цифры иллюстрируют глобальность проблемы, в буквальном смысле: практически каждый пользователь Рунета хотя бы раз в том или ином виде воспользовался плодами чужого труда, не оплатив его, – это уже вошло в привычку.

"В индустрии, которая разрабатывает интеллектуальный продукт, для того чтобы она существовала и развивалась, должна быть закрытая и непротиворечивая бизнес-цепочка. Когда разработка продукта приводит к тому, что тот же человек, который разрабатывает этот продукт, в результате получает какую-то часть дохода, которая позволяет ему продолжать разрабатывать этот продукт или разрабатывать новый", – считает генеральный директор Tvigle Media Егор Яковлев.

Технически виды интернет-пиратства можно разделить на несколько основных видов. Во-первых,– торренты. Эта технология прямого обмена данными между пользователями, фактически стала синонимом распространения контрафакта в сети. По всему миру доля торрентов в исходящем траффике составляет около 60%. Во входящем – потоке данных, направленных к пользователю, – торренты занимают около 15%, благодаря тому, что пользователи с каждым днем потребляют все больше потокового видео с так называемых видеохостингов.

Это – второй по значению канал распространения пиратской продукции, причем, найти там можно и видео, и музыкальный контрафакт: композиции часто закачивают в виде псевдоклипов, с видеорядом, состоящим из обложки альбома или фотографий. Наибольшее количество пиратского контента сосредоточено на видеохостингах, которые позволяют пользователям самим закачивать видеоклипы.

Основная проблема в борьбе с любыми из видов пиратства – определение ответственного за нарушение: кто это должен быть: интернет-компания, создавшая сервис для распространения контента, или пользователи, которые, собственно, и закачивают контрафакт.

В США ответственным считается пользователь. DMCA — "Закон об авторском праве в цифровую эпоху" обязывает интернет-компании всего лишь удалять незаконные материалы по первому требованию их владельцев. В Европе практика сходная, однако есть и исключения. Так, после долгих разбирательств в Швеции владельцам авторских прав удалось осудить целый сервис и его основателей. Речь идет о крупнейшем торрент-трекере Pirate Bay.

Российское законодательство в области авторского права – одно из самых строгих в мире, но общепринятого понимания, кого считать виновным, в нашей стране нет.

"В этом основная проблема, мне кажется, и есть, что законодательная база, может быть, и есть, но тем не менее никто не применяет эти законы. Никто их не преследует: и пользователи, и площадки, кто угодно, могут совершенно не бояться. Выкладывать нелегальный контент для них это не так страшно, как могло бы быть в любой другой стране", – говорит исполняющая обязанности генерального директора Zoomby.ru Юлия Митрович.

Одна из причин тому – уверенность отечественных правообладателей в том, что отвечать за пиратство должны не только пользователи. А именно: львиная доля вины лежит на тех ресурсах, которые предоставляют доступ к пиратскому контенту. Но главное, удалять контрафакт должен именно интернет-бизнес, а не владельцы прав на фильмы и музыку.

И хотя проблема актуальна для любых материалов, которые можно скачать в Интернете, на просторах Рунета особенно остро она обозначилась именно в связи с видео. Одна из причин – громкий июньский скандал, когда президент группы компаний "Амедиа" Александр Акопов пообещал разобраться с самым пиратским ресурсом Рунета соцсетью "ВКонтакте", а ее многомиллионную аудиторию назвал уголовниками.

Ответ последовал лишь в октябре. Крупнейшие интернет-ресурсы Рунета, и в том числе "ВКонтакте", опубликовали воззвание, суть которого – в том, что они не ответственны за контент, который размещают пользователи. И удаление спорных материалов происходит и будет происходить лишь в случае обращения правообладателей к сайту – у самих интернет-компаний нет ни денег, ни желания для того, чтобы модерировать свои площадки.

В ответ появилось открытое письмо от руководства Tvigle, Zoomby и TvZavr, предложивших убрать сайты, уличенные в публикации пиратского контента, из поисковой выдачи, ограничить длину роликов, а так же заменить контрафакт на лицензионное видео.

"Это некоторое лукавство, когда люди говорят, что это требует огромных и невероятных, сумасшедших ресурсов, которыми никто не обладает, – уверен Егор Яковлев. – Реально, например, для того чтобы остановить пиратство тех же полноформатных фильмов, достаточно ограничить время десятью минутами загружаемого видео. Что, собственно, и сделано на Youtube. Что не мешает этому Youtube оставаться самым крупным хранилищем пользовательского видео в мире".

Несмотря на обмен гневными письмами и упреками, правообладатели понимают, что только запретительными мерами проблему не решить. Нужно сделать так, чтобы пользователи по доброй воле предпочитали легальные ресурсы.

"Можно ли привлекать всех к ответственности? Наверно да, но это вряд ли что-то даст, – уверена Юлия Митрович. – Потому что надо тогда всю страну на это задание посадить. Это нереально. Мне кажется, что проще предоставить возможность смотреть всё то же самое в хорошем качестве легально и бесплатно. Когда появился Hulu в Америке, уровень пиратства снизился на 60% за первый год. Поэтому нам кажется, что то, что мы делам, тот сервис, который мы предоставляем, он автоматически снизит количество пиратства".

Есть и еще один аспект проблемы, так же мешающий нормально развиваться рынку лицензионного контента в Интернете. Правообладатели – как отечественные, так и зарубежные, – боясь распространения своей продукции по пиратским каналам, с неохотой делятся ей даже с легальными ресурсами.

Что в конечном итоге на руку пирату. Ведь в случае, когда новый фильм или сериал нельзя посмотреть на легальном ресурсе, это, скорей всего, можно будет сделать на пиратском. Впрочем, ситуация не безнадежна – игроки интернет-рынка постепенно находят общий язык.

"Крупные площадки стали понимать, что им самим это выгодно, поэтому они потихоньку начинают замещать нелегальный контент легальным. Мы сотрудничаем с этими площадкам, как, например, с Mail.ru, с Facebook (запрещена в РФ), и предоставляем свой контент для этих площадок, для того чтобы пользователи могли смотреть легальное видео", — говорит Юлия Митрович.