Эймунтас Някрошюс ставит "Калигулу" по пьесе Альбера Камю в Театре Наций

В Театре Наций готовят необычную премьеру. Спектакль "Калигула" по пьесе Альбера Камю ставит известный литовский режиссер Эймунтас Някрошюс, а главную роль исполняет Евгений Миронов. История о древнеримском тиране более полувека не сходит со сцены, и до сих пор остается актуальной.

В Театре Наций готовят необычную премьеру. Спектакль "Калигула" по пьесе Альбера Камю ставит известный литовский режиссер Эймунтас Някрошюс, а главную роль исполняет Евгений Миронов. История о древнеримском тиране более полувека не сходит со сцены, и до сих пор остается актуальной.

Журналистов просят не шуметь, фотографов – отключить вспышки. Спектакль только рождается – "Калигула" по одноименной пьесе лауреата Нобелевской премии Альбера Камю.

Первые репетиции еще в сентябре, на родине режиссера Эймунтаса Някрошюса – в Литве. Потом большой перерыв. И с середины декабря – почти полтора месяца непрерывной работы.

"У нас был всего один выходной, это было первого января. Это нечто большее, чем работа какая-то. У меня ощущение, что мы прожили в эти 40 дней 40 лет", – говорит народный артист России Евгений Миронов.

Своего нового героя он сравнивает с Гамлетом. Говорит, Калигула тоже считал мир невыносимым. Правда, образ римского императора давался сложнее. Вместе с Някрошюсом отрабатывали каждый жест.

"Его любимая фраза: "Черт его знает! Ну не знаю, ну давай вот так вот". Вдруг какой-то простой жест становится – вначале ты смотришь и думаешь: это, наверное, даже смешно со стороны будет выглядеть, – а потом вдруг это приобретает огромный смысл", – продолжает актер.

До выхода на сцену, уже почти Цезония, жена Калигулы в исполнении Марии Мироновой, она рассказывает, как давно мечтала поработать с Эймунтасом Някрошюсом. Еще в юности увидела его спектакль и не смогла забыть. После генеральной репетиции – о своей роли, о том, что такой интересной у нее еще не было. Чтобы вжиться в образ, Камю перечитала несколько раз.

"Для меня это очень интересно, очень трепетно, потому что я совершенно не знаю, как это играть. Она во многом очень сломленная, будучи сильным человеком, она сломленный человек внутри, но ее любовь к нему, которая затмевает все, вот этим она мне, наверное, близка", – говорит Миронова, заслуженная артистка России.

Ни пышных костюмов, ни ярких декораций. Дворец императора римской империи – из шифера. В спектакле – 13 актеров. Это самый большой проект Театра Наций. История о тиране-страдальце, который мечтал быть свободным. И еще очень хотел достать луну. Овладеть ею. Чтобы стать счастливым. Хоть и ценой человеческих жизней.

"Тут о многом, обо всем, вообще обо всем. Тут не только о власти или государстве, тут о человеке, о личности, о сознании человека, о стремлении его изменить мир. Взять так и попробовать до конца дойти самому. Калигула, честно говоря, честен до конца, несмотря на то, что он сделал. Он, прежде всего, думаю, этот эксперимент страшный поставил над своей душой", – говорит Евгений Миронов.

Спектакль идет четыре часа. После – короткое интервью. Когда время уже 12 ночи, они едут домой. Рано утром – снова репетиции. До премьеры считанные часы.