16 сентября в Общественной палате РФ прошли слушания, на которых обсуждались проекты строительства многострадальной трассы Москва-Петербург. Никто против самой идеи скоростной дороги не возражал. Однако, как и следовало ожидать, копья ломались по поводу Химкинского леса – самого подготовленного, но и самого спорного варианта.
МКАД в районе Бусиново – электронное табло перед Ленинградкой вот уже почти полгода высвечивает одни и те же слова: "Въезд грузовикам на шоссе закрыт".
"Мы находимся на бусиновской развязке МКАДа, с которого начинается магистраль Москва – Санкт-Петербург и планируется начало северной рокады через Москву", – рассказывает директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев.
Вести главную платную трассу страны собираются с Бусиновской развязки. Еще каких-то метров 200 и уже Московская область. Платный автобан до Санкт-Петербурга начнется где-то здесь.
Здесь Москва, а это уже Химки, городской округ Левобережный. Именно в этом месте, по мнению проектировщиков, и должна пройти та самая линия, которая разделит бесплатную трассу на платную. Так называемый "генеральный вариант" дороги начинается на левом берегу Химок от Лихачевского шоссе – головной участок протянется через канал имени Москвы, дугой пройдет через весь Химкинский лес и выйдет на Международное шоссе сразу у аэропорта Шереметьево-2.
Александр Сарычев рисует на обочине Лихачевского шоссе то же, что и на огромных картах горячо обсуждали представители Общественной палаты, строители и защитники Химкинского леса – варианты прокладки трассы. Три из них неизбежно проходят через лесной массив. Экологи выступают против вырубки деревьев, строители настаивают на генеральном варианте.
"Химкинский лес – это один из умирающих лесов ближнего Подмосковья, и мы должны приложить усилия, чтобы ни один лесной массив в ближнем Подмосковье не умер", – считает директор Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян.
"Траектория трассы проектировалась с прямым законодательным запретом. Я напомню, что Химкинский лес (мы имеем соответствующие бумаги из Росприроднадзора) – это все-таки лесопарк", – говорит лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова.
"Трасса полностью соответствует международным нормам строительства скоростной дороги. Это единственно верный вариант прокладки трассы, так как мы опоздали с этой дорогой на 40 лет", – убежден главный инженер проекта ЗАО "Петербург-Дорсервис" Николай Кузнецов.
В начале лета прорубать участок для будущей трассы начали со стороны Международного шоссе.
Вот, собственно говоря, та самая технологическая просека, которая углубилась в Химкинский лес на семь из восьми запланированных километров, и выходит она как раз на международный аэропорт "Шереметьево", и вскоре здесь построят крупную автомобильную развязку.
Работы остановили за считанные метры до финальной точки – на слушания те химчане, кто за трассу, принесли подписи в поддержку проекта, лишь бы избавиться от пробок.
"У нас с собой есть с нашей делегации 18 тысяч подписей. Поверьте, люди не купленные, мы их собрали только за два месяца: люди отстаивают свою позицию в том, что очень обострилась экологическая обстановка в городе", – говорит председатель правления ТСЖ Владимир Харитонов.
В 2004 году экономически выгодным считался так называемый "Молжаниновский вариант". Его отвергли московские власти – в Молжанинове тогда как раз хотели строить гольф-клуб и элитное жилье.
"Об этом заявлено было Лужковым и представителями московского правительства. Это тоже очень важно, говорят, какие-то дикие сносы, ничего этого подобного нет", – объясняет президент Экологического союза Московской области, заместитель генерального директора Ассоциации юристов-экологов России Игорь Куликов.
Сегодня Молжаниново застроено. Другие варианты прорубить тоннель под лесом или эстакаду над ним поддержки не получили – стоимость строительства увеличивается на сотни миллионов долларов, так же как и расширение Ленинградского шоссе.
"Расширяя ее на те десять полос, которые мы запланировали в новой трассе, мы этим самым доводим ее 16 метров, до 16-ти полос движения, что по всем нормам и правилам дорожного строительства нерентабельно. При этом сносим колоссальное количество существующей застройки и приносим значительно больший ущерб тому населению, которое вдоль нее живет, чем те 90 гектар леса, которые мы подвергли вырубке", – рассказывает заместитель директора Института генплана Москвы Алла Меламед.
Выслушав все мнения, оценив все "за" и "против", члены Общественной палаты решили не принимать никакого решения. Возможно, потребуются дополнительные экспертизы.
"После того, как мы обобщим все мнения, все документы, которые к нам поступают, дальше запустить это на процедуру голосования, и тогда уже члены Общественной палаты будут принимать решение, что делать дальше", – говорит председатель комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов, адвокат Анатолий Кучерена.
Пока здесь молчат бензопилы, местные жители собирают грибы. Бывший местный лесник Георгий Крыгин эти дубы и березы знает, что называется, в лицо, но почему-то ему деревьев совсем не жалко.
"Почему никого не было, когда завод травил лес, ведь все дубы у нас заражены. У нас нет ни одного здорового дуба. На этот счет никто не кричал, не шумел. Этот же лес тоже надо выпиливать, его надо менять", – уверен Георгий Крыгин.
Конкретных сроков по решению проблемы со строительством трассы в Химкинском лесу Общественная палата так и не называет, но противоборствующим сторонам было обещано: в этой сложной ситуации разберутся обязательно, с учетом всех мнений будет принято максимально справедливое решение.

























































































