Нарвский тракт – первая почтовая линия России, созданная по приказу императора Александра I – близок к исчезновению. Над образцовой почтовой линией работал швейцарский архитектор Луиджи Руска. Теперь дома станционных смотрителей XIX века от Санкт-Петербурга до Нарвы разрушаются.
Все началось с донесения Александру I о том, что от Петербурга до Ямбурга (современного Кингисеппа) путнику негде остановиться. Решено было построить пять почтовых станций с гостиницами, баней и конюшнями. Ведь Нарвский тракт – лицо России.
Швейцарский архитектор Луиджи Руска задумал роскошные аркады с деревянными ставнями и фонарями. Все здания из кирпича в едином стиле. В деревне Кипень – самая первая станция на пути из Петербурга в Нарву. Такое название поселение получило от источников, которые здесь били ключом. Как и жизнь на этой почте.
Нет ни изразцовых печей, ни верстового столба. Окна, которые выходили на дорогу, тогда мощенную деревом и засыпанную песком, сегодня забиты. Теперь здесь дом культуры. До недавнего времени в актовом зале проводили дискотеки. Потом пожарная инспекция запретила – это небезопасно. Здание разрушается, из кладки выпадают кирпичи, а флигель, где раньше были конюшни, вообще может скоро рухнуть.
"Потолки все рухнули, крыша протекла. Ничего нам не дают: это же памятник федерального значения – должна помочь Москва", – рассказывает директор дома культуры деревни Кипень Ирина Сурова.
Проекты реконструкции были и в 70-х, и в 90-х прошлого века, но так и остались на бумаге. Одна из причин, шутят местные жители, почта сегодня работает не так, как в 19 веке. И переписка затягивается на десятилетия.
"Иногда современная почта из Петербурга к нам доходит и по неделям, – рассказывает ведущий специалист по туризму Комитета по культуре администрации Ломоносовского муниципального района Ольга Южакова. – А тогда лошади неслись во весь опор, со всеми силами – и доставлялись за сутки".
И это, несмотря на смешную по современным меркам скорость – в хорошую погоду около 13 километров в час. Во дворе всегда стояли запряженные тройки с лучшими лошадьми. Запрещалось задерживать курьера и чемоданы с почтой больше, чем на 10 минут. Если смотритель грубил, или давал плохих рысаков, его отстраняли от дел, отбирали имущество и продавали все с молотка. Станция была, как маленькая крепость. В этом подвале хранили запасы, в том числе французскую водку, виноградное вино и английское пиво.
Арка и фундамент – это все, что осталось от другой почтовой станции напротив Копорской крепости. Здание было построено во второй половине 19 века, а еще 20 лет сюда носили письма со всей округи.
"Дом был красивый, двухэтажный, на солнечную сторону, и жил начальник почты во второй половине дома. У него был идеальный порядок, всегда подметет перед посетителями почты дорожку", – говорит жительница поселка Копорье Татьяна Велютина. А в 90-е вдруг, как в детективе, рассказывает Татьяна Велютина, приехали люди и вывезли деревянное здание.
Такая же судьба постигла и последнюю почтовую станцию на пути из Петербурга в Нарву – в Ивангороде. Впрочем, у одного домика станционного смотрителя на бывшем белорусском тракте точно есть будущее.
Станция в Выре побила рекорд для областного музея – получила 30 миллионов долларов на капитальную реставрацию от Международного банка реконструкции и развития. Будут строить современную парковку, ставить стеклопакеты, а русскую печь заменят электробатареи. Работники музея говорят, это все благодаря поэту, который обеспечил станционному смотрителю Самсону Вырину всемирную славу.