20 миллиардов долларов, так оценивают российский рынок IPO в этом году. На биржу готовятся выйти несколько десятков компаний. После годового перерыва – бум размещений. Биржевой марафон начался. Победителю – спасение от долгов или банкротства. Гарантий инвестору в призовом фонде не предусмотрено.

20 миллиардов долларов, так оценивают российский рынок IPO в этом году. На биржу готовятся выйти несколько десятков компаний. После годового перерыва – бум размещений.

В 2010 году провести первичное размещение намерены 40 отечественных фирм. За рубежом российский рынок IPO-2010 оценивают в 20 миллиардов долларов. Среди будущих эмитентов 11 металлургических компаний, 6 телекоммуникационных, 4 аграрные, а также банкиры, ретейлеры, энергетики и фармацевты.

На старте – 40 российских компаний. Девиз гонки – Initial Public Offering. В переводе это означает "первичное публичное размещение". В кризис – новое звучание: "поправить финансы". Сезон охоты на инвесторов в этом году открыл "РусАл". Январское IPO алюминиевого гиганта "залило", как горячим металлом, Гонконгскую биржу.

Миллиард шестьсот миллионов акций, более двух миллиардов долларов за 11% компании. Максимальная планка, на которую можно было рассчитывать.

Не успев "обжиться" на новом месте, котировки покатились вниз: минус 30% за февраль. Скандальный привкус размещению придали его же организаторы. Инвестбанки Credit Suisse и BNP Paribas сами начали скупать акции, чтобы удержать их от падения.

Не удержали и отказались выкупить обещанную им долю в компании – 1,5% по первоначальной, фиксированной цене. "РусАл" лишился 300 миллионов долларов и теперь жалуется: в Гонконге не учитывают потребности российских эмитентов.

IPO для компаний – доступная возможность набрать ликвидность. В 2009 году трудно было получить капитал даже под 20-25%. В этом году ставки снизились, да вот только одалживать "длинные деньги" банкиры по-прежнему не спешат. Бизнес начал приглядываться к биржам. "Русское море" – уже торгуется. До Гонконга и Лондона не доплыли. Пришвартовались в России.

Рассчитывали на улов в 200 миллионов долларов, оказалось лишь девяносто. В первые часы торгов на РТС – ни одной сделки.

"Западные инвесторы отмечают, что россияне, выходя на площадки IPO, немножко завышают цену. Вернее, российские акционеры представляют, что их цена не столь велика. Но западные инвесторы хотят покупать IPO с премией порядка 10-15% от их реальной цены", – поясняет в чём заключается несоответствие интересов инвесторов и компаний генеральный директор управляющей компании "Капиталъ" Вадим Сосков.

"Русскому морю" не удалось повторить историю "Института стволовых клеток человека". В декабре 2009 -го – новая "фишка" совершила переворот на ММВБ.

В первый же день торгов – экзотические бумаги поднялись почти на 30%. Потом – ещё на 50. Больше половины покупателей – частные инвесторы, что по российским меркам почти невероятно. Заинтересовались даже в Службе по финансовым рынкам.

"Инвестор должен сам думать и знать, что переоценка может привести к потерям", – предупредили в ФСФР. Скупщика или биржевого "провокатора" не обнаружили, но акции резко пошли вниз.

"На месте инвесторов я бы очень внимательно изучал те документы, которые предоставляет компания. Могу только это сказать. Потому что, зная бизнес, зная текущую ситуацию на рынке, зная то как компания позиционирует себя – у меня больше вопросов, чем ответов", – оценил ситуацию на рынке IPO генеральный директор компании "Фосагро" Максим Волков.

Свои вопросы гендиректор "Фосагро" адресует конкуренту – "Уралхиму". Обе компании занимаются удобрениями, обе – в судебных тяжбах друг с другом. И обе – готовятся к IPO. Намёк от "Фосагро": в "Уралхиме" что-то не договаривают. От комментариев компания действительно отказалась. Но аналитики подсчитали: "Уралхим" должен кредиторам почти полтора миллиарда долларов. Убыток – больше ста миллионов, а имущество – в залоге у банков. Даже при самом удачном размещении – семисот миллионов не хватит, чтобы выбраться из долговой ямы.

Меняем долг на акцию, по тому же принципу собралась размещаться и "Копейка". Ретейлер задолжал 10 миллиардов рублей. Из них четыре – Сбербанку. Время от времени на рынке появляются слухи: и что кредитору якобы заложена вся недвижимость компании, и что сама компания якобы продается.

Но если лондонское размещение принесет "Копейке" запланированные 500 миллионов долларов, акционеры получат вполне надежный актив.

"Компании нуждаются в привлечение капитала, поскольку они перекредитованы, поскольку у них нет возможности привлекать средства долг, в том числе иногда даже для обслуживания долга, и они вынуждены идти на увеличение собственного капитала", – поясняет Андрей Шаронов, Управляющий Директор ИК "Тройка Диалог".

Нуждаются, но некоторые площадки обходят стороной. В Нью-Йорке, например, разместиться желающих нет.

Там просят отчёт по каждому центу. Большинство выбирает Москву, где требования мягче! Поровну разделились голоса за привычный Лондон и горячий Гонконг. Российский рынок IPO-2010 за рубежом оценили в 20 миллиардов долларов.

Среди будущих эмитентов в большинстве металлурги – 11 компаний, телекоммуникации – шесть, аграрии – четыре. За ними химики, банкиры, ретейлеры, энергетики и фармацевты. Биржевой марафон начался. Победителю – спасение от долгов или банкротства. Гарантий инвестору в призовом фонде не предусмотрено.