Известный декоратор начала XX века – автор множества проектов в Москве и других городах. Здания, декорированные Михаилом Бубновым, стали памятниками архитектуры.

Почти тридцать лет назад во время реставрационных работ в бывшем доме омского купца Коробейникова краевед и реставратор Игорь Коновалов обнаружил потолочную розетку. На ее оборотной стороне четко читалась надпись: "Михаил Бубнов, 1908 год". Восстанавливая старинные омские особняки, Коновалов еще не раз сталкивался с подобным декором, но однажды, увидев бубновскую лепнину в одном из домов на столичном Арбате, омский краевед всерьез занялся изучением творчества мастера.

"Это очень самобытный художник и, что важно, русский художник. Если Винклер представлял европейскую школу, то Михаил Иванович Бубнов представлял именно русскую изобразительную школу, что-то даже ближе к традиции русского лубка", – рассказывает Игорь Коновалов.

Талантливый мастер-самоучка из Нижегородской губернии, блестяще исполнив множество проектов в Москве и других российских городах, собирает собственную артель лепщиков, чтобы попытать счастья в далекой Сибири. Так Омск обретает своего первого скульптора.

"Именно творчество Бубнова на долгие годы задало высокую планку лепного искусства. Современные лепщики вдохновляются именно его работами. Сейчас искусство лепки, к сожалению, не в таких масштабах, но продолжает развиваться. И эталоном для нас всегда является творчество Бубнова, его пластика, его формы, его стиль, его почерк", – пояснил Игорь Коновалов.

К услугам артели Бубнова прибегает не только соревнующееся друг с другом в роскоши омское купечество. Сам степной генерал-губернатор доверил мастеру ремонт в помещениях своего дворца. Историю о том визите особенно любили слушать дети Бубнова. Его дочь Валентина вспоминает: "В качестве юмора рассказывал: "Ведь это же надо такому случиться, что я шел по паркету, упал и разлил известку. Думаю – ну все, пропал. Но нет, ничего даже не было сказано".

Кариатидами в духе русского лубочного стиля Бубнов украшает фасад "Храма воды" – так окрестили в начале прошлого века эту трехэтажную баню. Бубновские ангелы, маскароны и вазоны с фруктами на фасаде зданий стали в начале XX столетия признаком роскоши хозяев, а в годы правления Колчака Бубнов получает заказ на восстановление обвалившейся от взрыва потолочной розетки в зрительном зале омского драмтеатра.

В 20-е годы прошлого века страну охватила волна конструктивизма, но эстетике прямого угла и плоских фасадов искусство Бубнова не отвечало. На смену лепщикам приходят штукатуры. "Сталинский ампир", ворвавшийся в жизнь страны Советов в середине прошлого столетия, стал вторым, пусть и недолгим, творческим рождением Михаила Бубнова. В семье "знатного штукатура", как называла мастера омская пресса тех лет, особо ценят снимок, на котором 70-летний Михаил Бубнов, и на пенсии не оставивший своего любимого дела, работает на своем последнем объекте, красота фасадов которого, как и большинства декорированных мастером зданий, превратила их в памятники архитектуры.