Преступники действовали жестоко и профессионально. Первый удар был нанесен сзади в висок. Потом выяснится – нападавший в прошлом профессиональный боксер. Забрав все пакеты, деньги, старенький телефон, злоумышленники занесли жертву в лифт и убежали.
От этого ни кто не застрахован. Нападение в подъезде собственного дома. В милицейских сводках за день, таких преступлений десятки. Оперативники называют их – банальный разбой. Только через несколько дней преступники из телевизионных новостей узнают, что напали на известного на весь мир реставратора янтаря. И еще, что отвечать им теперь не за разбой, а за убийство.
Его выбрали из толпы еще в магазине. Хорошо одет, покупает дорогие продукты, и главное – пожилой. Значит не сможет дать отпор. Для грабителей сочетание этих факторов как сигнал к действию. Жертву, проследили до парадной и там напали.
"Они совершили преступление, которое могло быть по их мнению нераскрыто вообще. Никто не видел, как они совершали. Подъезд, темная ночь, зима, никого рядом нет. А тут проходит неделя и люди в наручниках в местах не очень приятных", – рассказывает Александр Басов адвокат, представитель интересов пострадавшей стороны.
Булыжники в одном из пакетов пострадавшего оказались янтарными самородками. Подозреваемых в убийстве мастера задержали благодаря камню, которому тот посвятил всю жизнь. На кадрах оперативной съемки видно, что Василия Лядова взяли, когда тот пытался продать янтарь. Позже задержали и Виталия Беленкова. Молодые люди оказались соседями погибшего – жили через несколько домов. Уже неоднократно судимы.
"И Лядов, и Беленков судимы по преступлениям связанным с незаконным оборотов наркотических средств. Еще Лядов судим за разбой, а Беленков за причинение смерти. Но это не убийство. Это причинение вреда здоровью, повлекшее за собой смерть. Как мне известно, он женщину забил насмерть. Эта информация характеризует личности нападавших. Ее должен произнести эксперт, который занимается этим делом – адвокат. К тому же, картинки задержания очень мало", – говорит Александр Басов адвокат, представитель интересов пострадавшей стороны.
29 декабря минувшего года в Казанском соборе освящали новый киот с иконой – святых страстотерпцев Николая Второго и цесаревича Алексея. Автор проекта Александр Журавлев должен был присутствовать здесь. Но вместо торжественных заздравных речей, в соборе звучала заупокойная служба. Тремя днями ранее мастер от полученных травм скончался в Александровской больнице.
На последних прижизненных кадрах Александр Журавлев заканчивает работу над портретом Александра второго. После смерти мастера близкие и знакомые найдут сходство в судьбах Александра Николаевича и Александра Александровича. Оба погибли от рук преступников. Царь реформатор в результате долгой охоты бомбистов. Реставратор Журавлев – нелепо и случайно.
Царское село – программа ставшая уже обязательной для посещения туристами Петербурга. После традиционных парка и лицея, где учился Пушкин главное – Янтарная комната в царском селе. Ее до сих пор называют восьмым чудом света. Александр Журавлев вновь явил это чудо миру
О Журавлеве реставраторе мир впервые услышал в середине 1980-х годов. Он собрал и руководил группой мастеров, воссоздававших Янтарную комнату. Владимир Домрачев помнит как все начиналось.
"Основной коллектив – человек семь-восемь которые дневали и ночевали здесь. Конца рабочего дня ни кто не признавал. Заканчивали самое раннее в семь часов", рассказывает Владимир Домрачев мастер, реставратор Янтарной комнаты.
Говорит, что было не понятно, за что браться сперва. Ни методик, ни цветных фотографий, ни материала, ни инструментов, ни опыта. Этой панелью старые мастера заканчивали убранство янтарной комнаты, современные с нее начали. Здесь первые стыки, пробы окраски камня, резьба. Это потом, когда комната уже была готовы, российские камнерезы, по примеру немецких коллег, выгравируют в янтаре свои имена.
"Воспроизвели максимально добросовестно все, что можно было рассмотреть. Над этой панелью работал и сам Журавлев, отрабатывая приемы и инструмент, для того, чтобы остальные могли свободно идти по его стопам", – говорит Владимир Домрачев мастер, реставратор Янтарной комнаты.
В янтарных мастерских царского села, Александр Журавлев открыл древний секрет окраски янтаря, который потом считал главным достижением всей жизни. Он не раз говорил, что колорировать окаменевшую смолу так же сложно, как прокрасить кусочек стекла. Только что обработанный янтарь зеленоватого цвета. Это с годами он окисляется и приобретает знакомые всем оттенки. Секрет раскрыли благодаря царским бухгалтерским книгам – изучив, какие материалы заказывали старые мастера.
Александр Журавлев реставрирует всю Янтарную коллекцию Эрмитажа. На кадрах, снятых на любительскую камеру, видно, как за стеклом, в том числе, янтарная рама и шахматы Петра Первого отреставрированные Журавлевым. Он спасал от разрушения временем коллекцию Оружейной палаты Московского кремля, создавал отдел старинных изделий в Калининградском музее. Пожалуй, нет в России крупного музея, хранящего произведения искусства из янтаря, которых не коснулась бы рука мастера.
"Янтарное искусство потеряло большую часть своей души. Я не видел человека, который бы больше, чем Журавлев любил это искусство, свое дело, янтарь. Он относился к нему как к ребенку. И это отношение чувствуется в его работах", – рассказывает Евгений Татузов владелец янтарной галереи.
О Журавлеве художнике мир узнал после создания панно – Русь. Это второе по величине в мире изделие из янтаря, после янтарной комнаты. Выполнено в авторской технике – синтез флорентийской мозаики и янтарного набора. Так никто больше не делал. Свои профессиональные секреты он успел передать младшей дочери. Анастасия заканчивала портрет Петра первого, сейчас работает над Александром Невским – ее первый крупный самостоятельный проект. Она с детства знакома с янтарем, всю сознательную жизнь работала с этим камнем.
"Что касается технических деталей, просверлить, отпились – это все ерунда. А мне не хватает общей поддержки. Того человека, который бы сказал, что это правильно", – говорит Анастасия Никифорова дочь Александра Журавлева.
Жена мастера Елена Ивановна рассказывает, он даже в простых бытовых вещах проявлял творчество: составлял бутерброды (сэндвичи все таки американское называние) из, вроде бы, парадоксальных ингредиентов. Получались удивительные вкусы.
Он не переставал работать даже дома: на его столе инструменты, бор-машинка. Иногда мастер проводил здесь ночи напролет. Последний год ничего не изменил в обстановке этой его комнаты.
О его новых методах, изобретениях и патентах уже выпущены десятки научных и искусствоведческих статей. Он при жизни стал легендой в профессиональной среде. Мастер, который возродил российское камнерезное искусство.
"Наша позиция, как художников, – мы работаем только с натуральным янтарем. Никакого пластика, никаких заменителей, ничего, только янтарь. Это природа, это камень. Он не может быть по нашему приказу, имеет право быть таким или эдаким. Он имеет право на свою жизнь. Это ведь на века. Пока есть янтарь надо его использовать не только на мелкие вещи. Но и так, чтобы осталось людям представление о нашей эпохе, что мы тоже могли делать интересные вещи", – так сам Александр Журавлев рассказывает о своей работе.
Судебный процесс над Василием Лядовым и Виталием Беленковым уже близок к завершению. Защита утверждает, что хотели только ограбить жертву, а убийство – случайность. Так вышло. Молодые люди частично признали свою вину и попросили прощения у жены и дочери. В их раскаяние поверить трудно. Для них Александр Журавлев стал просто очередной жертвой банального разбоя.