В Мариинском театре идут последние приготовления к сегодняшней премьере "Мертвых душ". Оперу Родиона Щедрина уже ставили на этой сцене тридцать лет назад. Теперь она кажется абсолютно новаторской. Оно и понятно – за постановку взялся самый молодой и скандально-известный режиссер, Василий Бархатов.

В Мариинском театре идут последние приготовления к сегодняшней премьере "Мертвых душ". Оперу Родиона Щедрина уже ставили на этой сцене тридцать лет назад. Только теперь она кажется абсолютно новаторской. Оно и понятно – за постановку взялся самый молодой и скандально-известный театральный режиссер Василий Бархатов.

Родион Щедрин нервничает. В Мариинку возвращаются совершенно неузнаваемые "Мертвые души" – так непохожие на тех, что тридцать лет назад гремели на всю страну. Правда, от того спектакля даже видео не найти.

"Поменялась эстетика, жизнь в корне поменялась. Все мы поменялись. Только Россия поменялась не слишком. Тема книги Гоголя актуальна, а может и острее стала еще", – говорит народный артист СССР Родион Щедрин.

"Очарованный странник", "Конек Горбунок", "Кармен-сюита", "Анна Каренина" – музыкой Щедрина худрук Мариинки Валерий Гергиев очень методично, год за годом заполняет репертуар театра. Говорит, работа с таким композитором держит уровень. Теперь очередь "Мертвых душ", им Щедрин отдал десять лет своей жизни.

"Вот так незаметно он стал нашим классиком. Кому-то это может, не нравится, но это наш выбор", – говорит Валерий Гергиев.

За постановку гоголевского шедевра взялся самый молодой театральный режиссер Василий Бархатов. Теперь персонажей не узнать: Чичиков – первый русский олигарх. Свой бизнес имеют и помещики: Манилов, например, обзавелся пасекой, разводит пчел, мертвых душ продает Чичикову, не снимая защитной сетки.

А у Коробочки швейная мастерская с гастарбайтерами, обшивает всю округу. Местная бизнес-вумен, своего не упустит...

"Гоголь ее характеризует как тупоголовая Коробочка, но здесь она ведет бизнес", – рассказывает исполнительница роли, солистка Мариинского театра Лариса Дядькова.

У Сергея Романова тоже задача не из легких – дожить до премьеры. Он один из трех Чичиковых без травмы. Порванный мениск не в счет. Его коллеги с переломом ноги и руки вышли из игры:

- Современная опера, ее написали, когда меня не было, в этой музыке есть всё: и персонажи, и трагедия этого времени – всё.

Оказалось, в русской провинции все тоже бездорожье – ничего не изменилось со времен Чичикова. Есть и доказательство – кадры съемочной группы, которую режиссер Бархатов отправил по следу Чичикова. На поезде они проехались от Москвы до Херсона.

"Спектакль – вне времени: стоит 100 километров от Петербурга отъехать и на поезде, телеге, машине и не поймешь, в каком веке: то ли мужчины, то ли женщины на улице…", – говорит режиссер.

Опера Щедрина – это не пересказ романа Гоголя, а вариация на тему... И перед просмотром лучше всё-таки вспомнить первоисточник.