Волгоградский мост превратился в качели. Эфир программы "Скажите прямо"

Счётная палата усилит контроль над расходованием средств регионами и муниципалитетами - необходимый закон уже готовится. Как сообщил президенту глава ведомства Сергей Степашин, от финансовых нарушений на местах государство теряет десятки миллиардов рублей
В Волгограде начнут обследование конструкций нового моста, движение по которому в экстренном порядке было закрыто накануне. Конструкцию внезапно начал расшатывать ветер. Как такое могло произойти, Инна Владина и Александр Андреев обсудили с экспертами и слушателями "Вести ФМ".

В Волгограде начнут обследование конструкций нового моста, движение по которому в экстренном порядке было закрыто накануне. Конструкцию внезапно начал расшатывать ветер. Причем, по рассказам очевидцев, колебания были такой силы, что машины буквально подкидывало в воздух. Как такое могло произойти, Инна Владина и Александр Андреев обсудили с экспертами и слушателями "Вести ФМ".

Владина: Мы решили сегодня поговорить прямо о качестве строительства в России. Поводом послужила вчерашняя история с мостом в Волгограде. Двухкилометровая конструкция, если говорить непосредственно о длине моста, продольной волной колебалось какое-то время. Очевидцы говорят, что это было похоже на землетрясение. Посмотреть картинку можно на YouTube, она действительно впечатляет - машины разворачивало на 180 градусов. Откуда возникла такая волна? Как такое могло произойти?

Ошибка проектировщиков

Андреев: Сейчас у нас на связи находится директор по науке группы компаний "Городской центр экспертиз" Алексей Исаков. Алексей Николаевич, здравствуйте!

Исаков: Здравствуйте!

Андреев: Наш слушатель сказал, что вполне возможно, что волгоградский мост не просчитывали и не проводили испытаний на ветроустойчивость.

Исаков: Я бы не взял на себя такую ответственность.

Андреев: А если проводилась, то как же тогда он разболтался так?

Исаков: Не хотелось бы допустить такого мнения, что проектировщики, проектируя столь ответственную конструкцию, не проводили вообще расчетов на возможность вхождения её в резонанс. Скорее всего, при проектировании и при расчетах была допущена ошибка. Почему? Потому что расчеты проводятся, исходя из среднестатистических параметров внешних воздействий в данной области, в данном месте, в данном регионе. Скорее всего, было недостаточно учтено то явление, которое мы вчера в средствах массовой информации наблюдали, которое совершилось. Это можно объяснить выходом внешних воздействий за те параметры, на которые мост рассчитывался. Это, конечно, ошибка проектировщиков, ошибка при учете внешних воздействий. 

Волгоградский мост оказался "внеклассным"

Владина: Сейчас с нами на связи еще один специалист – заместитель генерального директора НПО "Мостовик" Антон Гейт. Антон Антонович, здравствуйте!

Гейт: Здравствуйте!

Владина: Наши слушатели и эксперты говорят о том, что причина этих колебаний - резонанс, в который вошел мост из-за порывов ветра. Вы как специалист по мостам, что можете сказать? Как можете прокомментировать эту историю?

Гейт: Это, действительно, явление флаттера, то же самое, что встречалось в 30-х годах в авиации, когда собственные колебания совпадают с внешними колебаниями – возникает резонансное явление. Вообще говоря, этот мост относится к категории внеклассных.

Владина: Что значит – внеклассный мост?

Гейт: Считается, что большие мосты – свыше 100 метров, по классификации являются внеклассными, которые имеют значительно большую протяженность и сложность конструкции. Сама конструкция моста вряд ли вызывает возражение, поскольку он устоял при этом явлении, но для того, чтобы избежать того, что произошло, следовало бы, по всей видимости, провести исследование на стадии проектирования в аэродинамической трубе, то есть продувка и назначение каких-то компенсирующих мероприятий.

Андреев: Эксперты разошлись во мнении: некоторые говорят, что, возможно, подобные исследования не проводились, другие говорят, что такого не может быть.

Гейт: Делается это все следующим образом: в каком-то масштабе делается модель, так же как и в авиации, проводятся исследования в аэродинамической трубе.

Андреев: Ну а может быть, что такие исследования у нас не проводились?

Гейт: Думаю, что нет. В противном случае, мероприятия были бы предусмотрены.

Владина: Есть информация, что при монтажных работах была применена уникальная конструкция опор с конструктивным разделением вертикальной и горизонтальной нагрузки. Это как-то могло повлиять на ситуацию?

Гейт: Нет.

Владина: Что это значит? В чем уникальность этого моста?

Гейт: Уникальность этого моста - в пролетах и в самой конструкции. Вы поймите, что каждый мост вот такого размера является уникальным сооружением. Если мы обратимся даже к нормативным документам, мосты такого класса – они уникальны.

Андреев: Антон Антонович, местные власти уже заявили, что сегодня к полудню мост будет открыт. Не опасно ли это?

Гейт: Я думаю, что должны быть сначала проведены испытания моста, определены прогибы, деформация мостового сооружения и пролетных строений. И уже после этого можно принимать решение. Но параллельно надо все-таки еще раз заняться вопросом флаттера и предусмотреть компенсирующие мероприятия.

Полностью эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайле.

Читайте также по теме:

В Волгограде мост "подкачал" автомобилистов