"Протон" попал в аварию еще до старта

Читать Вести в MAX
На железнодорожном перегоне недалеко от Ульяновска произошла железнодорожная авария. Не разъехались два железнодорожных состава. Негабаритные вагоны на полном ходу зацепились друг о друга. В одном из вагонов находилась ракета-носитель "Протон-М", ее готовили к сентябрьскому запуску.

На железнодорожном перегоне недалеко от Ульяновска произошла железнодорожная авария. Не разъехались два железнодорожных состава. Негабаритные вагоны на полном ходу зацепились друг о друга. В одном из вагонов находилась ракета-носитель "Протон-М", ее готовили к сентябрьскому запуску. Специалисты говорят, что внешних повреждений ракета не получила. Изменится ли теперь программа полетов? Корреспондент радио "Вести ФМ" Людмила Шаулина продолжит тему.

Шаулина: 2 сентября с космодрома Байконур должна была стартовать ракета "Протон". Ее задача - вывести на орбиту три спутника навигационной системы "Глонасс-М". Выполнит ли этот корабль свою миссию, теперь неизвестно. На станции "Ульяновск-Центральный" во время транспортировки ракеты-носителя произошла авария. Случилось это еще в воскресенье, однако известно об инциденте стало только два дня спустя. За это время, по словам руководителя пресс-службы Центра Хруничева Александра Бобренева, специалисты уже успели осмотреть место происшествия.

Бобренева: Ракета не пострадала, и по внешним признакам серьезных повреждений пока не имеет. Ракета-носитель "Протон" была застрахована. В настоящее время состав продолжит движение к станции назначения. После проведения проверок непосредственно на космодроме Байконур, где имеются для этого все необходимые резервные мощности и оборудование, будет принято решение о возможности дальнейшего использования этой ракеты-носителя.

Шаулина: Однако, по некоторым данным, повреждения все-таки есть. Нарушено лакокрасочное покрытие бака первой ступени ракеты-носителя. Лучше, если эта информация не подтвердится, считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

Коротченко: Если повреждены защитные лакокрасочные покрытия, то это означает, что на соответствующий узел ракеты было внешнее воздействие. А это само по себе очень плохо. Космическая техника, все точности микронные. Внешний удар, который привел к повреждению внешней обшивки ракеты, может иметь достаточно неприятные последствия. Достаточно вспомнить, что кусок пены теплоизоляционной, который ударил по американскому "шаттлу", привел к тому, что при спуске с орбиты была нарушена теплоизоляционная оболочка, и корабль просто взорвался.

Шаулина: Есть ли какие-либо серьезные повреждения, будет выяснять специальная комиссия. Как и причины аварии. Пока все объясняется нелепым стечением обстоятельств. Не разъехались два состава. И один, и другой содержали вагоны, по размерам чуть шире стандартных. Этими вагонами на скорости поезда и зацепились. За несколько дней до этого блоки ракеты-носителя "Протон-М" были отправлены на Байконур с московского завода Центра имени Хруничева. Организация транспортировки - часть работы отправителя, считает Игорь Коротченко.

Коротченко: Отправители груза, очевидно, не учли всех обстоятельств, которые могли привести к тому, что негабаритные грузы могли встретиться. И в момент, когда столкновение было неизбежно, эти составы не были разведены. На моей памяти таких прецедентов у нас еще не было.

Шаулина: Ракету обычно транспортируют по частям в специально оборудованных для этого вагонах. Отдельные блоки установлены на ложементы и закреплены металлическими растяжками. Это, скорее всего, и спасло "Протон" от серьезных повреждений, считает эксперт журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.

Лисов: Скорее всего, она просто не пострадала, в противном случае будет использована резервная ракета. Так что сентябрьские запуски, как утверждают изготовители, состоятся по графику. Их запускается примерно 10-15 в год. Соответственно, столько же и изготавливается.

Шаулина: В любом случае новые спутники российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС на орбиту доставлены будут. Кстати, именно доставка спутников в космос - главное назначение "Протона", добавляет Игорь Лисов.

Лисов: "Протон-М" - это модернизация старой ракеты "Протон". В этом варианте она сравнительно свежая, дооснащена современной системой управления. Так что она вполне современна. Более тяжелой ракеты у нас нет.

Шаулина: "Протон-М" - трехступенчатая тяжелая российская ракета-носитель, способная вывести на орбиту порядка 20 тонн полезного груза. Первый запуск модернизированной ракеты "Протон-М" с цифровой системой управления состоялся 7 апреля 2001 года. Производство такой ракеты - буквально ручная работа, а стоимость одного "изделия" - более миллиарда рублей. За всю историю "Протона-М" из 368 запусков успешными оказались около 340. Ситуаций, когда ракета не доезжала до старта - ни одной.