Прошло всего несколько недель после отрешения от должности бессменного мэра Москвы Юрия Лужкова, а в иные детали происходившего уже трудно поверить.

Прошло всего несколько недель после отрешения от должности бессменного мэра Москвы Юрия Лужкова, а в иные детали происходившего уже трудно поверить. Вы только вообразите, были же политологи, на полном серьёзе предрекавшие тогда политическую борьбу ударившегося во фронду градоначальника с Кремлём, да ещё сомневались, кто кого в этой битве титанов одолеет. Политической борьбы не вышло: Лужков феноменально быстро и почти без брызг канул в Лету - и это совершенно нормально. Уж больно явно он пересидел в своём кресле - на мой-то вкус, минимум лет десять - и слишком очевидные проблемы скопились в российской столице. О московских пробках, например, знают все - и говорят все. Но есть в Москве и более коренные проблемы, о которых говорят гораздо меньше. И очень хорошо, что именно о них в первом же своём телеинтервью заговорил новый мэр, Сергей Собянин: "Такое ощущение, что город, все клочки земли поделены, и на них зарабатываются деньги". И дальше: "Такое ощущение, что вот съедешь немного с центральной части города - и всё. Что там дальше находится? Просто отдано на разграбление". В самую точку - в этом-то и есть главная московская проблема: будучи формально субъектом федерального демократического государства, будучи по названию капиталистическим мегаполисом, Москва на деле к исходу лужковского периода стала классическим феодальным городом, где всё - любое здание, любой клочок земли - либо принадлежит семье феодала, либо роздано его верным вассалам.

А поскольку феодальную верхушку составило московское чиновничество, очень понятно, что Собянин совершенно открыто взял курс на приведение в чувство этой всесильной братии. Вот совсем маленький пример: с нынешнего понедельника добровольно, а со следующего понедельника, говорят, в обязательном порядке московские чиновники (и мэрия, и бесчисленные городские ГУПы, службы и подразделения) будут работать не с девяти, а с восьми утра. Формально это делается для смягчения остроты утреннего часа пик. Не знаю, насколько это смягчит час пик: в советское время аналогичные меры, в общем, помогали, но тогда не было проблемы парковок; сегодня, пораньше приехав, чиновники ещё и пораньше забьют улицы своими запаркованными машинами - может выйти так на так. Но по смыслу решение правильное. Новый мэр напоминает чиновникам, что они кто угодно, только не баре - и пусть встают пораньше. Этот, повторяю, пустяк прекрасно рифмуется с гораздо более важными вещами. Снова процитирую собянинское телеинтервью. По поводу явно незаконного использование московской земли для "кормления" мэр сказал: "Мне пришлось двух руководителей районных управ снять с работы… Я буду постоянно объезды делать, постоянно инспекции будем делать, подводить каждый квартал, каждые полгода итоги. Те, кто показал худший показатель и худшую работу, по итогам квартала будут наказаны. А по итогам полугодия уволены. Такая "игра на выбывание". Может быть, это и есть главное, что нужно делать. Чиновничество прекрасно понимает, что "всех не переборешь": мы, мол, все примерно одинаковые - что ж ты, реформатор, нас всех что ли выгонишь? Нельзя: во-первых, дело встанет, а во-вторых - где ж ты такую орду новых найдёшь? Если Собянину удастся не на словах, а на деле регулярно - раз в квартал или хоть раз в полугодие - публично избавляться от самых зарвавшихся, это будет прекрасное достижение не только для Москвы. Это сможет стать примером гораздо более широкого применения.

Ведь на нового мэра сейчас внимательно смотрят не только жители Москвы. Его первые же шаги - если, конечно, они будут удачными - смогут стать модельными и для других крупных городов, и для других регионов России. Мне бы, например, очень хотелось, чтобы модельным стал тот переворот, который Сергей Собянин начинает сейчас в области формирования московского бюджета. Он констатировал, что впечатление нынешний московский бюджет производит крайне тяжёлое: "Огромный бюджет практически исчерпал себя - потому что очень большой объём неэффективных расходов. Практически всё пущено на текущее проедание. На развитие осталось не более 10% бюджета!" Новый мэр потребовал: даже ценой отсрочки принятия городского бюджета будущего года резко увеличить в нём ассигнования на развитие. В частности, на строительство дорог (втрое), на развитие общественного транспорта - и так далее. Надо полагать, модернизировать бюджет у Собянина получится - и, вкупе с показательным изгнанием самых коррумпированных чиновников, это должно дать заметные плоды. И пусть отныне Москва служит примером не в построении, а в искоренении образцового феодализма.