Курс йены подрывал благополучие японских автопроизводителей еще до цунами. Выпускать машины у себя дома становилось настолько невыгодным, что многие концерны всерьез обсуждали возможность остановки заводов с последующим переездом на более дешевую жилплощадь, куда-нибудь в Китай, Таиланд и Америку.

Курс йены подрывал благополучие японских автопроизводителей еще до цунами. Выпускать машины у себя дома становилось настолько невыгодным, что многие концерны всерьез обсуждали возможность остановки заводов с последующим переездом на более дешевую жилплощадь, куда-нибудь в Китай, Таиланд, и даже в привычную Америку. Но экономически это было тоже не самым легким решением, все же пара переездов не напрасно приравниваются к одному пожару. Плюс моральные издержки в виде объяснения с народом, правительством и законодателями, ведь оставлять без куска хлеба родных японцев и увеличивать паёк китайцам – непростительно.

Но и с заводами дальше тянуть было сложно. Они были малоэффективными и сильно затратными. Вкладывать деньги в их модернизацию в условиях кризиса? Накладно. Закрыть? Недопустимо. Оставить всё как есть? Убыточно.

И тут земля содрогнулась и одной волной решила все проблемы.

С позиции обывателя разрушенные заводы – большое горе. С позиции производителя – счастливейшее стечение обстоятельств. Теперь даже не придется восстанавливать предприятия. Теперь они по максимуму будут выведены в дешевые страны. И ведь это не переезд со старыми станками и технологиями на новое место. В чистом поле встанут самые современные на свете заводы с самыми совершенными технологиями. Вырастут они меньше, чем за год и начнут выпускать еще более новые машины, зато совсем с иными производственными издержками, лишь увеличивая чистую прибыль и минимизируя расходы. А у себя дома в восстановленной Японии останутся офисы, исследовательские центры и люди в галстуках.

Сразу после трагедии Toyota, Honda, Nissan и Subaru заявили об остановке производства. Для несведущих в этом сверкнул отблеск грядущих проблем, перебоев с поставками, кризисом продаж и сокращением доли на рынке. На самом деле у всех этих фирм есть заводы за пределами родины, в первую очередь в Америке, ну и по соседним азиатским странам то же немало набросано. Поэтому выпуск автомобилей даже не поперхнулся, а временные трудности с комплектующими в современном мире вполне разрешимы. Желающих выпускать новые гайки по контракту для "Тойоты" предостаточно.

Все вопросы о последствиях цунами, по большому счету, сводятся к одному - хватит ли нам машин? Хватит, и даже останется. А единственным последствием будет утрата "Тойотой" статуса производителя автомобилей №1 в мире. Три года они продавали чуть больше GM, по итогам 2010 еле вырвали победу, опередив американцев на 30 000 автомобилей, но теперь с небольшим отрывом станут вторыми.

По-русски всё это называется "было бы счастье, да несчастье помогло". Япония чрезвычайно быстро восстановится и очень мощно рванет вперед, получив результаты, сопоставимые с экономическим ростом после Второй мировой войны. Производство автомобилей удачно переедет за границу и станет еще более выгодным. В общем, с чисто экономических позиций, на цунами грех жаловаться и даже можно потихоньку мечтать еще об одном.

"Автовести" с Сергеем Асланяном на радио "Вести ФМ"