Президент РФ встречался с лидерами партий, которые не прошли в Госдуму пятого созыва. Это "Патриоты России", "Правое дело" и "Яблоко". Таким образом, Дмитрий Медведев завершил серию консультаций с политическими объединениями страны: до этого были единороссы, коммунисты, ЛДПР и "Справедливая Россия".

Президент России встречался с лидерами партий, которые не прошли в Госдуму пятого созыва. Это "Патриоты России", "Правое дело" и "Яблоко". Таким образом, Дмитрий Медведев завершил серию консультаций с политическими объединениями страны: до этого были единороссы, коммунисты, ЛДПР и "Справедливая Россия". Глава государства дал понять: партии, не получившие депутатские мандаты, могут рассчитывать на диалог с властью.

Перед началом встречи представители "Патриотов России", "Правого дела" и "Яблока" – партий, не представленных в Государственной Думе – держались по трое и как-то показательно друг с другом не общались. Общение главы государства с парламентскими партиями – дело уже привычное, но вот такой формат, пожалуй, впервые.

Начало вышло оптимистичным. Президент считает вполне вероятным, что рано или поздно эти организации вернутся в парламент. Собственно, со своей стороны Медведев уже им помог, предложив тем, кто наберет пусть не семь, но хоть пять процентов на выборах, предоставлять одно-два места в Думе.

Первые минуты дискуссии показали, что непарламентские партии хотят больше. Предлагают практически уравнять их в правах с парламентскими. Особенно в вопросах телеэфира, "несбора" подписей, финансирования.

"Парламентские партии, как бы мы ни относились к нашим коллегам, к тем политическим средствам, которые они используют, и к их идеологии, но они все-таки прошли через горнило политической борьбы и в честном поединке завоевали свое право представлять интересы граждан Российской Федерации в нашем парламенте. Другой вопрос – надо ли нам, чтобы между парламентскими и непарламентскими партиями проходила вот такая китайская стена, которую непарламентские партии никогда не смогут преодолеть? Ответ тоже отрицательный", – отметил Медведев.

Важность таких встреч, говорили после подобных дискуссий представители парламентских партий, – в том, что можно сразу узнать позицию президента. Сегодня лидеры непарламентских организаций в этом убедились. Но иногда казалось, что не то они слишком волнуются, не то не всегда в курсе. "Серьезная проблема с кредитованием экономики – она понятна и известна. При такой ставке – 12,5% – рефинансирования ЦБ, притом, что кредиты получить нельзя", – заявил Геннадий Семигин, председатель партии "Патриоты России". "У нас же не 12,5. Меньше ставка-то. Не следите за событиями. Меня знаете, что насторожило? То, что представители уважаемых партий не знают, что происходит со ставкой рефинансирования. Надо быть ближе к народу", – укорил политика президент.

В числе тем для модернизации предлагалась судебная система. "Патриоты России" обращают внимание: суд слишком легко дает согласие на заключение под стражу. "Это, в известной мере, и вопрос к самим органам предварительного расследования. А вот там есть определенные проблемы. Потому что по понятным причинам гораздо проще "закрыть" кого-то и потом добиваться нужного результата, чем вызывать его для дачи показаний в следственные органы", – отметил глава государства.

Партия "Яблоко" предлагает избавить политическую систему от изъянов, которые тормозят развитие. Тормозы, по версии партийцев, названы. "Основной такой силой торможения является идеология так называемой вертикали власти, которая у нас доминирует и в сознании политической элиты, и в сознании общества", – считает Сергей Митрохин, председатель партии "Яблоко".

"Что такое вертикаль власти? Это ее соподчинение. Вообще так принято во всем мире. Что, у власти может быть горизонталь, что ли? Когда речь идет, например, об исполнительной власти, она должна быть все-таки в достаточной мере консолидирована, чтобы не терялось управление страной. А то, что у нас, скажем, в 90-е годы эта власть оказалось разорвана на части, – это очень плохой признак. Это признак коллапса государства. У наших соседей некоторых сейчас такая ситуация наблюдается. И я им не завидую", – прокомментировал это заявление Медведев.

Он согласился с тем, что система защиты прав граждан в России работает неэффективно. В ближайшее время он встретится с представителями неправительственных организаций и внесет изменения в закон об НПО и общественных объединениях. Потому что у нас защита прав уже лучше, чем в Советском Союзе, но хуже, чем во многих западных странах, считает президент:
- Вот что делают там в случае нарушения тех или иных гражданских прав? Если вопрос серьезный, нанимают адвоката по социальным вопросам, по правам человека. Этот адвокат идет в суд и "шарашит" до самого верха. После этого выносится решение, и оно исполняется. Исполнение железное. Что делается у нас? Сначала обращаются к чиновнику: раз обращаются, два обращаются. Результат – никакой. После этого обращаются в средства массовой информации как к альтернативной власти. Если результата нет никакого, пишут куда письмо?
- Вам.
- Мне. Совершенно верно.

Представители "Правого дела" представили себя как абсолютного новичка на политическом поле и говорили в первую очередь о бизнесе. Предложили провести конференцию за эффективную бюрократию против коррупции. И размышляли, почему предприниматели мало вкладывают средств в инновации. "К сожалению, в этой сфере у нас пока еще не все в порядке. Особенно в кризис мы – самая пострадавшая сторона, наверное", – отметил Борис Титов, сопредседатель партии "Правое дело". "Не сгущайте краски все-таки. Если говорить о кризисе, все-таки в наибольшей степени пострадали те, у кого не было своего источника дохода, кто на зарплату жил. Если говорить о бизнесе, то и при всех трудностях все-таки там они немножко другие", – парировал президент.

К этому моменту первое волнение у партийцев прошло. И обмениваться мнениями начали прямо по ходу выступлений – иногда не своих. Медведеву пришлось вступиться:
- Григорий Алексеевич, вам что – не интересно?
- Извините.
- Я же вас не перебивал. Я понимаю, не ваша партия выступает, но даже к коллегам надо иметь какое-то уважение. Я знаю вашу ненависть к правым, но не до такой степени.


Впрочем, судя по списку желающих выступить, интересно было всем партиям. Они точно заинтересованы, чтобы на такие разговоры их приглашали и в будущем.