Пермь – "Территория" театра

Читать Вести в MAX
Завершился 4-й фестиваль современного искусства "Территория". В этом году он впервые прошел в Перми. Он стал театральной школой для более чем 120 студентов со всей России. Показать спектакли и дать мастер-классы приехали режиссеры из Великобритании, Швеции, Германии и Японии.

Завершился 4-й фестиваль современного искусства "Территория". В этом году он впервые прошел в Перми. Он стал театральной школой для более чем 120 студентов со всей России. Показать спектакли и дать мастер-классы приехали режиссеры из Великобритании, Швеции, Германии и Японии.

На один стул – два зрителя. Такое уплотнение – режиссерский замысел. Вернее, историческая реконструкция. Именно так 400 лет назад и слушали "Орфея" Клаудио Монтеверди. Публика, актеры и оркестр тогда находились рядом друг с другом, прямо на сцене.

Арии на родном для этой оперы итальянском языке звучат под старинные лютню и клавесин. Режиссер Георгий Исаакян воссоздал старинную постановку. За что удостоился высочайшей театральной премии России – "Золотой маски". Даже двух.

Сенсацией "Территории" стал проект "Театр в тюрьме". Британский режиссер Алекс Дауэр – специалист по социальной адаптации преступников, работавший более чем в 50 тюрьмах Англии и Ирландии, взялся поставить спектакль с заключенными Пермской исправительной колонии. Показ закрытый, только для участников фестиваля. Событие всколыхнуло всю местную общественность, ведь Пермский край исторически – место исправительных лагерей.

"Ко мне сегодня подошел заключенный, его зовут Игорь, он сказал: вы знаете, когда я на сцене, я думаю не как я, а как мой персонаж (они делают рассказ Чехова "Налим"). Я что, схожу с ума? Нет, Игорь, ты просто артист", – рассказывает арт-директор фестиваля "Территория" режиссёр Кирилл Серебренников.

Основная площадка фестиваля "Территория" нестандартна, как и сами постановки. Это бывший речной вокзал. Здание десятки лет простояло без реставрации, пока год назад его, по опыту московских "Гаража" и "Винзавода", не превратили в музей современного искусства. Именно здесь проходят главные события фестиваля – мастер-классы ведущих театральных режиссеров со всего мира.

Режиссёр Оса Мелльдаль – реформатор шведского радиотеатра, работала с великим Ингмаром Бергманом. Свою лекцию для студентов театральных вузов, именно они главные участники фестиваля, Мелльдаль начала с эксперимента.

- Как ты сюда пробрался?..
- Любовь – она на все готова.

Знаменитая "сцена на балконе". В роли Ромео и Джульетты одновременно сто с лишним человек, декламирующих хором. Юноши оказываются громче, несмотря на то, что Джульетт в зале больше, раза в полтора. "Что и требовалось доказать", – говорит Оса, тема лекции которой "Гендерные отношения в театре".

"В театре, как и в обществе, доминирует мужчина, мужской пол. Даже на уровне обозначений: режиссёр, продюсер – слова мужского рода. Мы в Швеции уже от этого отошли ещё лет 30 назад. Мы говорим режиссёр и в женском, и в мужском роде", – говорит режиссёр и директор шведского Радиотеатра Оса Мелльдаль.

Мастер-классы идут целый день. Короткий перерыв на обед, и снова занятия. До самой ночи. Домашние задания студенты делают по дороге на спектакли, прямо в автобусе. Следующий урок Томаса Остермайера. Этот режиссер в 30 лет возглавил знаменитый берлинский театр "Шаубюне". Остермайер показывает студентам своего "Гамлета". Где актеры играют буквально на голой земле.

Режиссёр заранее попросил студентов перечитать Шекспира, прийти в удобной одежде и выкинуть из головы показанный спектакль: "это ограничивает фантазию". Задание: поставить своего Гамлета.

"Огромное количество всего нового, всего спорного, интересного. Всё хочется оценить, на самом деле такой объем информации впитывать, конечно, не просто, но для этого есть бессонные ночи и, на самом деле, жизнь бьёт не просто ключом, а гейзером, фонтаном", – восторженно описывает дни и ночи фестиваля студент Ульяновского огосударственного университета Иван Кузьменков.

Не все планы "Территории" удалось воплотить в этом году. Из-за финансового кризиса пришлось отказаться от обширной музыкальной программы, куратором которой должен был стать дирижер Теодор Курентзис. Однако на следующий год, обещают организаторы, ее представят в двойном объеме.