В Екатерининском дворце Царского села в субботу вечером проходит приём для звёзд и попечителей фестиваля "Белые ночи". Именно эти люди внимательнее других будут наблюдать за тем, какая же у "старой" Мариинки вскоре определится соседка. Уже в июле должен определиться проект "второй сцены" театра. Так что сегодняшний прием – это нечто куда большее, чем просто светское мероприятие. Конкурс завершился еще несколько лет назад, и стройка на деньги налогоплательщиков – в самом разгаре. И ведь так и есть. Несколько лет назад тогдашний конкурс выиграл "Золотой купол" француза Доминика Перро. Но к этому лету стало окончательно ясно, что, во-первых, на взгляд иного коренного петербуржца проект как-то не очень вписывался в историческую застройку. Впрочем, такие рассуждения сразу понятны только самим петербуржцам. А, во-вторых (самое важное), крайне недовольным оказался и тот, кому это здание, утвержденное чиновниками, потом "примерять на себя" – художественный руководитель театра Валерий Гергиев. В итоге – новый конкурс. На уже возведенном фундаменте – всё-таки другое здание. О том, какими надеждами живёт Мариинка – в отчете о поездке в Петербург по приглашению Валерия Гергиева, который показал "Вестям в субботу" своё хозяйство с таких точек, с каких его еще и не снимали.
С любезного позволения художественного руководителя Мариинского театра, народного артиста России, маэстро Валерия Гергиева "Вести в субботу" снимали нашего замечательного пианиста Дениса Мацуева и оркестр Мариинского театра за репетицией 5-й симфонии Сибелиуса с как никогда близкого расстояния – с такого ракурса коллектив Мариинки, наверное, еще никто и не видел. Снимали в новом концертном зале Маринки, буквально в паре кварталов от старого здания. Собственно, благодаря этому залу у театра появилось такое полноценное третье направление – симфонические концерты – помимо оперы и балета.
На главной сцене Марииники разминается мужской кордебалет. Пока за кулисами. Хотя туда уже стремлены глаза десятков зрителей, которые в среду ждали спектакля выпускников Вагановского училища. Вернее, выпускниц – в штатном кордебалете мужчины есть, а в этом выпуске – одни только девушки: сказались демографические проблемы 90-х. Но это самая меньшая из проблем.
В том же зале и на той же сцене назавтра утром – монтаж декораций к главной премьера сезона. А это капитальное возобновление постановки балета "Шурале" Фарида Яруллина.
- То есть здесь, строго говоря, заканчивается спектакль и утро завтрашнего дня тратится...
Валерий Гергиев: "Вся ночь! Всю ночь разбираем. Иногда ночь и день. А иногда приходится отменять спектакли. Просто отменять, если мы хотим дать какую-то огромную постановку".
В случае если это "Война и мир" Прокофьева, то пауза – на целых пять дней. Эта сцена, действительно, уже давно работает на пределе. За кулисами, действительно, забит каждый квадратный сантиметр. Посохи – похоже, из "Ивана Сусанина".
Но даже власти Гергиева не хватило, когда по другую сторону от театра, через Крюков канал, началось строительство второй сцены. Стройка фундамента уже продвинулась. На объявлении у входа на стройплощадку так и значится здание с гигантским "Золотым куполом", который затмевает старое здание. Как говорит Гергиев, его так и оставили в стороне – от того конкурса.
"Он был проведен весьма успешно, победителем был признан очень интересный архитектор – француз Доменик Перро, – рассказывает Валерий Гергиев. – Но Перро никогда не строил театров, и это сыграло с нами, может быть, не столько злую шутку, сколько недостаток опыта у нас в проведении конкурсов. Неумение отбирать не просто архитектора, а архитектора для создания театра. Я думаю, что Мариинский театр не должен крикливо бить себя в грудь и заявлять о том, что он сильно отличается от города Петербурга, и особенно отличается от исторического здания, в котором мы сейчас с вами находимся".
В данном случае, так как на фундаменте проекта Перро теперь будет построено всё-таки другое здание, расчет на то, что на повторный конкурс пройдут действительно лучшие. "Вы знаете, что такое приглашение Гуса Хиддинка тренировать сборную России? Это хорошо проверенный вариант", – замечает маэстро Гергиев.
Вот Гергиев и хочет, чтобы и проект "второй сцены" стал для будущего автора не "пробой пера", а хорошо знакомым делом. "Я не хочу, чтобы кто-либо учился на нас второй раз. Не хочу", – подчеркивает артист.
В фойе старого здания Мариинки есть один важный символ – герб, который помогли заново создать друзья театра – меценаты. Они же и, по сути, только они помогли собрать нужные средства и всего за 15 месяцев создать на месте сгоревших мастерских новый суперсовременный концертный зал, который спроектировали француз Ксавье Фабр и японец Ясухиса Тойота. Этот зал теперь собирает зрителей и из числа туристов, и из числа коренных петербуржцев. И наличие такого зала позволило Мариинке создать помимо "классической пары" из оперы и балета полноценное новое направление – симфонические концерты, на который оркестр теперь и вышел, чтобы играть произведения Сибелиуса, Щедрина и Вагнера.
Валерий Гергиев и не отрицает свое умение работать со спонсорами. Но считает, что и тех бюджетных денег, которые остались после возведение фундамента, вполне достаточно, чтобы найти по-настоящему достойный проект и по-настоящему ответственных подрядчиков.
Могут ли компании, которые претендуют на работу в этом проекте, рассчитывать на те баснословные прибыли, которые еще год назад были для них нормой? Ведь не секрет, что строители в России закладывали 500-процентную прибыль, считая это нормой. Сегодня придется делать здорово и заработать гораздо меньше. Это реалии сегодняшнего дня. Но честь, престиж, репутация должны выйти на первый план.
"Если ты сегодня сделаешь себе имя на том, что ты сделал здорово работу на таком проекте, может быть, в ближайшие 10 лет у тебя не будет конкурентов или, по крайней мере, ты будешь одним из самых уважаемых профессионалов, как некогда в Советском Союзе ценились люди, которые были первопроходчиками", – рассуждает Валерий Гергиев.
С другой стороны, от таких примет советского времени такому театру пора и избавиться. А ведь в "старом" здании выступают такие звезды, как сами Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко. И только создание "второй сцены" позволит поставить их гримерки на долгожданную реконструкцию. "Я сделаю всё для этого возможное, – обещает Валерий Гергиев. – Я думаю, что наш выбор во многом определит, реально это или нет".